МДС 30-3.2011
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СИСТЕМАТИЗАЦИИ ХРАНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АВТОТРАНСПОРТА В ГОРОДАХ
Разработаны Российской академией архитектуры и строительных наук (канд. техн. наук, советник РААСН О.С.Семенова, инж. Н.С.Пышкин) с использованием опыта ОАО "Гипрогор" и ООО "АДС-СЕРВИС" в ходе разработки градостроительной документации.
Рекомендации обобщают многолетний теоретический и практический опыт изучения вопросов хранения автотранспорта в городах, учитывают современные социально-экономические условия и последние изменения в законодательстве Российской Федерации, в том числе и новые положения СП 42.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений").
Методические рекомендации представлены в виде алгоритма конкретных положений, которые необходимо учитывать при разработке градостроительной документации всех уровней.
Предназначены для использования при разработке схем хранения индивидуального автотранспорта как самостоятельных проектных работ, так и в составе генеральных планов городов, проектов планировки жилых территорий и проектов отдельных стоянок для городов с населением свыше 100 тыс. жителей.
Разработаны для сотрудников администрации городов и городских округов, градостроителей, планировщиков, студентов и преподавателей, а также всех, кому приходится сталкиваться с проблемой организации хранения индивидуального автотранспорта на территории городов.
Развитие городов нашей страны в основном происходит за счет массового жилищного строительства, уплотнения застройки, повышения этажности и, как следствие, повышения плотности населения. В то же время с конца прошлого столетия наблюдается рост автомобилизации. На сегодняшний день во многих крупнейших и крупных* городах на 1 тысячу жителей приходится более 350 автомобилей, очевидно, что со временем парк легковых автомобилей увеличится как минимум до 500 единиц на каждую тысячу горожан.
________________
* В настоящих Рекомендациях размер города принимается в соответствии с СП 42.13330.2011.
Эксплуатация легковых автомобилей зависит не только от организации их движения и технического обслуживания, но и от условий постоянного (у мест проживания владельцев) и временного (возле отдельных объектов тяготения населения) хранения. Средний годовой пробег одного индивидуального автомобиля в городах России не превышает 10-13 тыс. км. Каждый индивидуальный легковой автомобиль в среднем ежедневно находится в движении не более 1-3 ч (около 400-1000 ч в год), а на стоянках - от 21 до 23 ч в сутки. Эти обстоятельства недооцениваются в градостроительном проектировании.
Поскольку для планомерного формирования системы автомобильных стоянок и гаражей в уже сложившейся капитальной застройке необходимы территории, превосходящие по площади (в некоторых случаях больше чем в 2 раза) суммарную площадь проезжих частей всех имеющихся магистральных улиц и дорог современных городов, земли для хранения автотранспорта необходимо резервировать в генеральном плане города.
Если все места хранения автотранспорта размещать в одном уровне, они займут от 15 до 21% всей территории города.
Тем не менее до сегодняшнего дня ни в одном генеральном плане города не зарезервированы земли для хранения автотранспорта. В сложившихся условиях появляется необходимость в разработке градостроительной документации, формирующей систему хранения автотранспорта как отдельного документа или как части генерального плана сельских поселений и городских округов или раздела в комплексной транспортной схеме.
По обобщенным данным исследований, можно сделать вывод, что в сложившейся ситуации в современных крупных городах России только на 55% застроенной территории можно разместить достаточное количество гаражей и стоянок на поверхности земли, на 40% необходимо задействовать подземное пространство, а на 5% упорядочить хранение автотранспорта без частичного сноса существующей застройки невозможно.
Проектирование общегородской системы постоянного и временного хранения легковых автомобилей (сеть гаражей, автостоянок) содержит следующие аспекты комплексного решения различных взаимосвязанных вопросов градостроительного проектирования:
а) проектирование сети сооружений хранения в целом по городу, увязанное с функциональным зонированием городских территорий, размещением общегородского и зональных центров, общей сетью внешних автомобильных и железных дорог; с застройкой жилых районов, зональных и общегородских центров, различных городских функциональных зон (промышленно-складских, транспортно-коммунальных, отдыха и т.д.), отдельных комплексов различного назначения (административно-общественных, торговых, спортивных, выставочных, мемориально-исторических, научных и т.п.); с общей сетью улиц, дорог и линий общественного транспорта;
б) проектирование взаимосвязанных элементов общегородской сети сооружений хранения и обслуживания (от сооружений, предназначенных для постоянного и временного хранения в жилых группах, в жилых комплексах, при общественных комплексах и т.д., до крупных комплексов хранения и обслуживания легковых автомобилей городского и районного значения).
На отдельных взаимосвязанных между собой и последовательно разрабатываемых стадиях градостроительного проектирования должны решаться задачи развития сети сооружений, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, как одного из важных элементов единой транспортной системы города.
1.1 Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования при разработке схем хранения автотранспорта как самостоятельных проектных работ, так и в составе генеральных планов городов, проектов планировки жилых территорий и проектов отдельных стоянок для городов с населением свыше 100 тыс. жителей.
1.2 Схемы хранения автотранспорта целесообразно выполнять в составе Комплексных транспортных схем (КТС) или дополнительно к ним.
1.3 Схемы должны составляться с учетом положений генерального плана города, в том числе и в части размещения нового строительства.
1.4 Организация постоянного и временного хранения индивидуальных автомобилей в городе должна основываться на определенной стратегии, учитывающей темпы роста автомобилизации и ориентированной на прогрессивные способы хранения.
1.5 На основе стратегической программы должен быть разработан проект (схема), включающий научное обоснование рекомендаций по выбору типов гаражей, гаражей-стоянок, парковок, их вместимости, планировочному размещению, удаленности от жилья владельцев и объектов различного функционального назначения, с учетом действующих нормативно-правовых актов как федерального, так и регионального значений.
1.6 Проектные предложения по размещению гаражей и стоянок должны учитывать потребность в местах хранения индивидуальных автомобилей на далекую перспективу, определяемую наивысшим уровнем автомобилизации (не менее 500 автомобилей на 1000 жителей), и разделены на этапы реализации.
1.7 Общую численность нуждающихся в местах для хранения индивидуальных автомобилей по городу в целом на данный период следует рассчитывать исходя из количества автомобилей:
имеющихся в городе, но не обеспеченных местами хранения;
хранящихся на открытых стоянках и в гаражах, подлежащих сносу и использованию в других целях;
ежегодно пополняющих существующий парк (с учетом убытия);
из-за роста или убыли численности населения.
1.8 При поэтапном формировании программы реализации схемы хранения индивидуального автотранспорта необходимо предусматривать ежегодный ввод в эксплуатацию такого минимума мест для хранения индивидуальных автомобилей на открытых площадках и в гаражах, который позволил бы разместить 100% прогнозного пополнения парка, 50% автомобилей, ранее приобретенных и не обеспеченных местами хранения, а также 10% автомобилей, хранящихся в гаражах, подлежащих сносу.
Увеличение количества машино-мест на автостоянках и в гаражах может осуществляться не только путем увеличения их количества, но и путем стадийного увеличения их вместимости, например, в следующей последовательности (рисунок 1):
вариант I: а - открытая автостоянка; б - подземный гараж; в - комбинированный надземно-подземный гараж расчетной вместимости;
вариант II: а - открытая автостоянка; б - многоэтажный гараж в сочетании с открытой автостоянкой; в - многоэтажный гараж расчетной вместимости;
- удельный расход территории под гаражи; - вместимость гаража.
Рисунок 1 - Варианты стадийного увеличения вместимости зоны хранения автомобилей
1.9 При выдаче разрешения на строительство многоэтажных гаражей одним из основных условий должно быть требование минимального расхода территории - не более 10 м на 1 автомобиль.
1.10 Рекомендуется осуществлять экспериментальное проектирование и строительство многоэтажных и подземных гаражей с целью выявления возможностей улучшения их технико-экономических показателей и снижения удельного расхода территории.
В настоящих Рекомендациях использованы следующие термины с соответствующими определениями.
Индивидуальные легковые автомобили - легковые автомобили, находящиеся в частной собственности граждан, за исключением ведомственных и специальных легковых автомобилей (в том числе производственных, санитарных, пожарных, полиции, доставки почты и мелких партий грузов), а также легковых автомобилей такси и проката.
Уровень автомобилизации включает два основных показателя - общее количество всех легковых автомобилей, приходящихся на 1000 жителей (включая ведомственные, специальные, автомобили такси и проката), и количество индивидуальных легковых автомобилей, приходящихся на 1000 жителей.
Уровень моторизации также включает два основных показателя - общее количество всех мототранспортных средств (включая ведомственные и специальные) и количество индивидуальных мототранспортных средств, приходящихся на 1000 жителей.
Хранение автотранспорта - пребывание автотранспортных средств, принадлежащих постоянному населению города, по фактическому месту проживания владельца транспортного средства.
Парковка - временное пребывание на стоянках автотранспортных средств, принадлежащих посетителям объектов различного функционального назначения.
Автостоянки - открытые площадки, предназначенные для хранения или парковки автомобилей. Автостоянки для хранения могут быть оборудованы навесами, легкими ограждениями боксов, смотровыми эстакадами. Автостоянки могут устраиваться внеуличными (в том числе в виде карманов при расширении проезжей части) либо уличными (на проезжей части, обозначенными разметкой).
Гостевые стоянки - открытые площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон.
Гаражи-стоянки - здания и сооружения, предназначенные для хранения или парковки автомобилей, не имеющие оборудования для технического обслуживания автомобилей, за исключением простейших устройств - моек, смотровых ям, эстакад. Гаражи-стоянки могут иметь полное или неполное наружное ограждение.
Гаражи-здания, предназначенные для длительного хранения, парковки, технического обслуживания автомобилей.
Машино-место - расчетная площадь, необходимая для установки одного экипажа без учета внешних проездов и защитного озеленения. Складывается из площади стоянки - горизонтальной проекции неподвижного экипажа с добавлением разрывов безопасности до соседних экипажей или любых препятствий, а также маневровой площади, равной площади внутренних проездов, приходящейся на одно место хранения.
Система хранения индивидуального автотранспорта - общегородская система, характеризуемая единством планировочных, функциональных и транспортных взаимосвязей зон проживания и жизнедеятельности населения, территорий и участков хранения легковых автомобилей. Общегородская система формируется на всех стадиях градостроительного проектирования.
3.1 Схема хранения индивидуального автотранспорта может быть выполнена отдельной проектной работой и утверждена согласно порядку утверждения градостроительной документации.
3.2 Схема размещения гаражей и стоянок может быть выполнена как часть генерального плана населенного пункта и совмещена в одном чертеже с проектом размещения строительства первой очереди, на который с помощью условных обозначений наносятся существующие и строящиеся стоянки и гаражи, а также проектируемые места хранения индивидуальных автомобилей.
3.3 Схема дополняется крупномасштабными врезками участков конкретных мест хранения индивидуальных автомобилей и краткой характеристикой отводимых территорий. Врезки должны соответствовать предложениям по размещению мест хранения индивидуальных автомобилей, показанным на схеме условными обозначениями.
3.4 Пояснительная записка к схеме должна содержать следующие сведения, обоснования и расчеты:
численность населения города по планировочным и жилым районам на момент начала разработки схемы (статистические данные);
прогноз численности населения города по планировочным и жилым районам в соответствии с проектной структурой города по проектным периодам (материалы генерального плана);
численность населения, проживающего в районах многоэтажной и малоэтажной застройки (данные обследования);
количество индивидуальных автомобилей в городе, распределение их по районам и зонам, а также их динамика за последние пять лет (статистические данные);
количество индивидуальных автомобилей с общим расчетом занимаемой территории города в зависимости от вариантов организации хранения;
количество квартир с дифференциацией по категориям жилого фонда и соответствующим расчетом потребности в машино-местах.
Основополагающей задачей формирования системы хранения индивидуального автотранспорта является введение зон хранения автотранспорта в первую очередь при разработке функционального зонирования генерального плана города и далее при последующем более детальном зонировании:
зонирование всей территории города - функциональное зонирование генерального плана;
локальное зонирование, в том числе зонирование по отдельным административно-территориальным единицам (районам, округам);
зонирование на уровне жилых районов, микрорайонов, кварталов и отдельных жилых образований.
4.1.1 На данном этапе необходимо зарезервировать территории для количества машино-мест исходя из общего уровня максимальной перспективной автомобилизации:
на жилых территориях не менее 100% постоянного хранения всего перспективного парка легковых автомобилей плюс 15-25% гостевых машино-мест;
на производственных зонах не менее 100% временного хранения всего перспективного парка легковых автомобилей согласно уровню автомобилизации расчетной численности работников;
в местах притяжения не менее 100% средней расчетной численности посетителей в час.
4.1.2 Общими принципами размещения гаражей и стоянок для постоянного хранения индивидуальных автомобилей являются: максимально возможное приближение к местам проживания их владельцев; для постоянного хранения и местам притяжения; для временного хранения, а также экономия городских земель.
4.1.3 В крупных и крупнейших городах размещение гаражей в одном уровне в непосредственном приближении к жилью или местам притяжения невозможно, следовательно, в расчете общей площади под хранение автотранспорта необходимо учитывать компактное размещение согласно таблице 1.