1.1. Настоящая Типовая инструкция* распространяется на экипаж вертолета Ми-8 (командира вертолета, второго пилота, бортмеханика и других летных специалистов, включенных в задание на полет) и содержит основные требования по охране труда членов экипажа при выполнении ими своих должностных обязанностей. Специальные требования, обеспечивающие безопасность труда членов экипажа в процессе подготовки к полету и во время полета изложены в Руководстве по летной эксплуатации вертолета Ми-8 (далее по тексту - РЛЭ), Наставлении по производству полетов (далее по тексту - HПП) и Технологии работы экипажа вертолета Ми-8.
_______________
* На основе Типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране труда с учетом конкретных условий на предприятии (в организации). Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения инструкций определен в Методических указаниях по разработке инструкций по охране труда в гражданской авиации, утвержденных ДВТ от 17.01.95 N ДВ-5/И**.
** На территории Российской Федерации документ не действует. Действует Распоряжение Минтранса России от 25.04.2002 №НА-141-р Об утверждении и введении в действие методических рекомендаций по охране труда. - Примечание изготовителя базы данных.
1.2. Члены экипажа вертолета (далее по тексту - члены экипажа) независимо от квалификации и стажа работы должны своевременно и в полном объеме пройти все виды инструктажа по безопасности труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный). При перерывах в летной работе более чем на 60 календарных дней, а также в случае нарушения требований инструкции по охране труда, члены экипажа должны пройти внеплановый инструктаж (индивидуально или всем экипажем вертолета). Лица, не прошедшие инструктаж, к работе не допускаются.
1.3. Во время работы на экипаж могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся по территории аэродрома ВС, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;
- вращающиеся несущие и рулевые винты вертолетов;
- воздушные и газовые потоки от работающих несущих винтов и авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха;
- выступающие части вертолета и его оборудования;
- повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей аэродромного покрытия, стремянок и др.);
- предметы, находящиеся на поверхности места стоянки вертолета (шланги, кабели, тросы заземления, элементы внешней подвески и др.);
- выполнение работы вблизи от неогражденных перепадов по высоте (на стремянке, приставной лестнице, у незакрытого люка, входной двери и т.п.);
- электрический ток, который в случае замыкания может пройти через тело человека;
- острые кромки, заусенцы, шероховатость на поверхности оборудования, грузов, канатов и т.п.;
- перемещаемые грузы во время погрузочно-разгрузочных работ в вертолете;
- падающие грузы, обрушивающиеся конструкции грузоподъемных механизмов;
- повышенный уровень шума и вибрации;
- повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;
- разряды статического электричества;
- недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки вертолета, перрона;
- возможные пожар или взрыв;
- психоэмоциональные и физические перегрузки.
1.4. Для контроля состояния здоровья экипаж вертолета должен ежегодно проходить медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК) и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
1.5. Члены экипажа вертолета, не прошедшие периодический медицинский осмотр и годовое освидетельствование во ВЛЭК, к летной работе не допускаются.