10.1 Общие положения
Плотность материала гирь (таблица 5) должна быть такой, чтобы отклонение на 10% от нормальной плотности воздуха (1,2 кг·м) не создавало погрешности, превышающей одну четвертую часть абсолютного значения пределов допускаемой погрешности, приведенных в таблице 1.
Таблица 5 - Минимальные и максимальные пределы плотности ,
Примечания
1 Правило, относящееся к плотности гирь. Предположительно - пределы допускаемой относительной погрешности гирь. Плотность гири должна удовлетворять следующим условиям:
, если ; (10.1-1)
, если . (10.1-2)
2 Независимо от требований, касающихся плотности гирь, желательно получить плотность 8000 кг·м, особенно для эталонных гирь или рабочих гирь с большим номинальным значением массы. Например, может быть использовано чугунное тело, имеющее встроенную специальную полость, в которой отлит свинцовый сердечник, с массой, составляющей приблизительно 30% общей номинальной массы эталона.
10.2 Поправка на действие выталкивающей силы воздуха
10.2.1 Если плотность воздуха во время измерений отличается от 1,2 кг·м более чем на ±10% и плотность материала испытуемой гири отличается от плотности материала эталонной гири , условная масса гири может быть скорректирована поправкой на действие выталкивающей силы следующим образом:
, (10.2-1)
где
; (10.2-2)
- среднее значение результата измерений разности масс сличаемых гирь;
- плотность материала эталонной гири;
и - условная масса испытуемой и эталонной гирь, соответственно.
10.2.2 Гири, используемые для калибровки/поверки весов
Высота над уровнем моря и соответствующие изменения плотности воздуха могут влиять на погрешность измерений условной массы гирь, поэтому должна быть использована поправка на выталкивающую силу воздуха в соответствии с 10.2.1. При этом плотность гирь должна быть известна. Если необходимо использовать гири класса Е на высоте более 330 м, должна быть указана плотность гирь вместе с их неопределенностью. Для гирь класса F это же правило справедливо на высоте более 800 м. В противном случае изготовители должны учитывать уменьшение выталкивающей силы воздуха на больших высотах при указании класса гирь.