Статус документа
Статус документа

Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности при производстве грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте

2.2. Характеристика пожарной опасности стационарных объектов

2.2.1. Основными подразделениями хозяйства грузовой и коммерческой работы железных дорог являются грузовые и товарные станции, механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ, дорожные механические мастерские, городские товарные станции. В грузовые и товарные станции входят грузовые районы (дворы) и товарные конторы.

2.2.2. Грузовые и товарные станции для выполнения грузовых и коммерческих операций имеют, как правило, следующие здания, сооружения и обустройства:

- административные здания;

- складские здания и открытые площадки или площадки под навесом для различных грузов;

- гаражи и открытые стоянки для грузового и легкового автотранспорта, который арендуется в автотранспортных предприятиях;

- контейнерные площадки;

- мастерские и цехи по ремонту станционной техники, контейнеров и транспортных средств;

- дезпромпункты для промывки (обработки) подвижного состава;

- станционные пути, на которых сосредотачивается подвижной состав с грузами, особенно на грузовых станциях, а также порожний подвижной состав. На них имеются пункты коммерческого осмотра подвижного состава;

- инженерные коммуникации (водопроводные сети с насосным оборудованием, если станции арендуют воду из близ расположенных промышленных объектов или из городских и поселковых коммунальных хозяйств; тепловые и канализационные сети; сети телефонной канализации; газокоммуникации; тяговые подстанции и коммуникации электроснабжения).

2.2.3. Основными зданиями и сооружениями механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ (МЧ) являются:

- служебно-бытовые помещения, расположенные как в индивидуальных зданиях, так и в административно-бытовом корпусе станций:

- дистанционные мастерские по ревизии, ремонту и хранению узлов, агрегатов и запасных частей погрузочно-разгрузочной техники и транспортных средств МЧ. В них можно выделить следующие участки: по ремонту автотранспорта и электродвигателей для козловых и мостовых кранов; сварочные; механические для изготовления деталей и оборудования и другие, в зависимости от количества и типа технических средств МЧ;

- деревообрабатывающий цех;

- малярный цех, который может находиться в здании деревообрабатывающего цеха или в отдельном здании;

- весовая мастерская, в которой ремонтируются, ревизируются и хранятся весоповерочные приборы;

- здания для размещения и ремонта авто- и электропогрузчиков с санитарно-бытовыми помещениями для обслуживающего персонала;

- гаражи для размещения и ремонта грузовых и легковых автомобилей, размещенные либо в отдельных зданиях, либо в других производственных зданиях, например, в дистанционных мастерских;

- складские здания и помещения;

- автозаправочные станции, состоящие из бензохранилища (как правило, это одноэтажное здание, выполненное из несгораемых материалов), в котором размещаются емкости (до 100 м), в основном одна-две цистерны по 50 м каждая, и выносных бензоколонок. Кроме того, автозаправочные станции могут быть котельного типа (две-три емкости по 10 т каждая размещаются совместно с бензоколонками);

- база инертных грузов, состоящая из административного здания, мастерских, склада для хранения запчастей. На базе может размещаться склад ГСМ, представляющий собой полуподвальное помещение с подземными емкостями (солярка) и бочками для масел. При складе ГСМ может размещаться бензоколонка для топлива, отгороженная стеной от склада;

- здания и помещения котельных, работающих на газообразном, жидком и твердом топливах. По размещению котельные делятся на отдельно стоящие, которым отдается предпочтение, пристроенные и встроенные к зданиям другого назначения с обеспечением мер пожарной безопасности в зависимости от вида топлива. В котельных, работающих на жидком топливе, предусматриваются обособленные хранилища топлива и помещения для напорных баков.

Механизированные дистанции имеют филиалы (производственные участки), на которых имеются контейнерные площадки, участки для выгрузки-погрузки сыпучих грузов, мастерские, складские здания и помещения, гаражи, здания и помещения для ремонта, хранения механизированных технических средств, а также административно-бытовые здания, помещения и котельные.

2.2.4. Для производства операций, связанных с погрузкой грузов в вагоны и на различные виды транспорта, с выгрузкой их из вагонов, с перегрузкой, транспортировкой, сортировкой грузов в складских помещениях, на грузовых дворах при перевалке грузов, используются различные погрузочно-разгрузочные машины (козловые краны, автопогрузчики, ковшовые погрузчики, электропогрузчики и др.), а также грузовой автомобильный транспорт.

Выбор средств механизации определяется следующими факторами: видом груза (насыпной, штучный, длинномерный) и его физико-механическими свойствами; типом транспортных средств; объемом выполняемых работ.

Для выполнения погрузочно-разгрузочных, перегрузочных, укладочных работ с насыпными или тарно-штучными грузами применяют погрузчики периодического и непрерывного действия с различными грузозахватными приспособлениями. Эти машины имеют индивидуальный привод (электрический, гидравлический или двигатель внутреннего сгорания).

Электропогрузчики и малогабаритные дизельные автопогрузчики используются для выполнения погрузочно-разгрузочных работ внутри складов, вагонов, контейнеров. Автопогрузчики грузоподъемностью 40 т - для переработки крупнотоннажных контейнеров. Тракторные погрузчики, бульдозеры, экскаваторы используются для погрузки и выгрузки инертных грузов. Козловые краны применяются на контейнерных и тяжеловесных площадках.

Основными машинами для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортных работ являются:

- козловые и мостовые краны;