Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011 Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы

     6.2 Сервисные группы управления дорожным движением и действия по отношению к его участникам


Сервисные группы, функционирующие в рамках домена "Управление дорожным движением и действия по отношению к его участникам", специально направлены на поддержку перемещения людей, грузов и транспортных средств по транспортной сети и включают в себя деятельность по автоматизированному наблюдению и управлению дорожным движением, а также процессы принятия решений (как автоматизированные, так и решения, принимаемые оператором), связанных с аварийными ситуациями или иными нарушениями нормального функционирования в транспортной сети, а также в управлении транспортными потребностями, обеспечивающими общую мобильность. Данная сервисная группа включает в себя деятельность, которая получила наименования "Умная дорога" и "Скоординированное движение".

6.2.1 Организация и управление дорожным движением

Сервисная группа нацелена на организацию и управление транспортными потоками с использованием технологий ИТС. Ее деятельность распространяется как на городское (например, по магистральным улицам, центральным и деловым районам), так и на междугороднее (дороги и автомагистрали) движение, а также на транспортные коридоры, которые включают в себя транспортную активность как в городском, так и междугороднем движении. Стратегия такого управления подразумевает смену режимов работы сигналов регулирования движения в реальном масштабе времени, управление въездами на автомагистрали, зависящее от плотности дорожного движения (т.е. "дозированный" въезд), динамическое перенаправление дорожного движения в объезд мест аварий или закрытых участков дорожной сети и чередование потоков (управление направлениями дорожного движения с использованием специальных полос), а также использование переменных скоростных ограничений, привязанных в реальном масштабе времени к транспортным заторам по причине аварий или природных условий. Могут также учитываться приоритеты в движении общественного транспорта и автомобилей оперативных служб, движущихся по городским трассам, управление доступом к парковкам, управление и мониторинг работы железнодорожных переездов для снижения рисков столкновений и аварий, управление доступом и движением транспорта в туннелях и на мостах, включая разводные мосты. В область интересов данной сервисной группы входит также управление транспортом в дорожных рабочих зонах. Многие из перечисленных выше сервисов взаимозависимы, поскольку они или являются поставщиками услуг (провайдерами) для других сервисов в рамках сервисной группы, или являются ключевыми участниками в представлении услуг в других сервисных группах.

Такие сервисы включают в себя, например:

- мониторинг дорожного движения;

- управление наземным движением на улицах городов;

- адаптивное управление режимами работы сигналов регулирования движения;

- управление движением на автомагистралях;

- предоставление преимуществ транспортным средствам оперативных служб (приоритет сигналов и возможность занимать вне очереди свободную полосу);

- управление реверсируемым движением;

- координацию между управлением уличным движением и управлением движением на автомагистралях;

- управление интермодальными точками соединения на автомагистралях;

- управление движением в рабочих зонах;

- архивирование данных;

- формирование хранилищ информации;

- распространение информации о дорожном движении.

6.2.2 Управление инцидентами, связанными с транспортом