Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011 Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы

Введение


Описываемые в настоящем стандарте в качестве фундаментальных сервисов сервисные домены и группы в области интеллектуальных транспортных систем (ИТС) отражают эволюцию ориентированных на новые технологии разработок и практических мероприятий в области транспорта. Значение и важность применения новых технологий в этой области увеличиваются по мере того, как область применения ИТС расширяется от своего первоначального предназначения по управлению дорожным движением, информационному обеспечению участников движения и электронным платежам. Сегодня направления развития ИТС охватывают также:

- работу транспортных сетей и деятельность по обслуживанию транспорта;

- мобильность коммерческого транспорта и интермодальная совместимость;

- мультимодальные перемещения в части, включающей в себя дотранспортную информацию, информацию на маршруте и планирование перевозок;

- варьирование стоимостных стратегий при персональных и коммерческих перевозках;

- координацию действий быстрого реагирования при аварийных и природных чрезвычайных ситуациях;

- требования национальной безопасности в приложении к транспортной инфраструктуре.

В дополнение к вышеупомянутому развитие ИТС обнаруживает связи с более обобщенными направлениями развития и областями вне транспортного сектора. Например, системы сбора дорожных платежей взаимодействуют с деятельностью в секторе электронной коммерции и могут таким образом использовать стандарты и принципы банковской индустрии, а также общепринятые бухгалтерские технологии. Направление развития ИТС, связанное с национальной безопасностью, также требует обращения к специальным национальным требованиям, относящимся к гражданской обороне, средствам связи при чрезвычайных ситуациях и другим процедурам. Эти взаимодействия, лежащие в большей степени вне сферы деятельности по стандартизации в области ИТС, тем не менее оказывают ощутимое влияние на функционирование различных сервисов, поддерживаемых доменами и группами ИТС.

Стандарты, разрабатываемые в области ИТС, могут быть отнесены к одной или нескольким сервисным группам, определенным настоящим стандартом. В то же время область применения этих стандартов может быть расширена. Кроме того, разработки международной стандартизации в области словарей и регистрации, касающиеся ИТС, требуют соотнесения стандартов ИТС с существующими и перспективными вариантами их приложений.

С точки зрения этих особенностей сервисные домены и группы ИТС, представленные в настоящем стандарте, устанавливают только границы в разработке понятий, связанных с функционированием ИТС, которые в свою очередь ведут к формированию соответствующих требований и стандартов, необходимых для развертывания специальных применений ИТС. По мере того как определение направлений транспортной деятельности, применяющих инструменты ИТС, расширялось, понятие "фундаментальные сервисы", первоначально предложенное ТК ИСО 204, было пересмотрено и, расширяясь, трансформировалось в понятие "сервисные домены и группы".

Иерархия функциональных понятий и базис, на которых строится и развивается ориентированная на конечного пользователя (так называемый "случай применения") архитектура (в соответствии с другими частями ИСО 14813, которые развивают, в том числе тему применения универсального языка моделирования для документирования описанной архитектуры), показана на рисунке 1.

Для того чтобы разработать взаимосвязанную исходную архитектуру и установить взаимосвязи и взаимозависимости различных секторов ИТС, полезно прежде всего определить входящие в ИТС сервисы. Таким образом, цель настоящего стандарта состоит в идентификации сервисных группы и доменов ИТС, внутри которых позиционированы эти сервисные группы, основываясь на сегодняшнем понимании области деятельности ИТС. Сервисные домены и группы ИТС в том виде, в котором они образуют существующие в США, Европе и Японии классификационные или таксономические системы, могут также предусматривать общую описательную основу для сравнения этих таксономий, а также для присоединения других систем в глобальном масштабе.

Архитектура ИТС может быть интерпретирована в зависимости от условий применения. Рассматриваемая в настоящем стандарте концепция архитектуры ИТС строится на разработках следующих участников:

- рабочие группы в составе ТК ИСО 204;

- рабочие группы в составе европейского технического комитета CEN 278;

- разработки Японии, Евросоюза, Австралии, Канады, Южной Кореи, Тайваня;

- программы ИТС в США;

- другие результаты международной деятельности в области архитектуры ИТС.



а - специализация сервисных доменов (А, В, С и т.д.) определяется областью деятельности каждого из них; b - специализация сервисных групп (N 1, N 2, N 3 и т.д.) определяется более специфической деятельностью, осуществляемой в рамках сервисного домена, но не определяет субъектов деятельности; с - специализация сервисов; в свою очередь определяется, исходя из вовлеченных субъектов деятельности (т.е. пользователей, способов перемещения). Сервисы также являются основой большей части элементарных случаев применения (пользовательское понимание архитектуры)

Рисунок 1 - Иерархия построения архитектуры ИТС

                 

Полное документирование всех возможных подходов к вопросам архитектуры ИТС очевидно недостижимо из-за существенных ресурсов, необходимых для подобной систематизации. В действительности полное документирование и описание всех возможных подходов нежелательно, исходя из задач стандартизации.

Тем не менее, для возможности многократного использования и функциональной совместимости требуется последовательный и терминологически определенный подход к построению архитектуры ИТС.

Рабочая группа 1 ТК ИСО 204 использовала разработки США, Японии, Тайваня и Кореи в определении пользовательских сервисов, а также результаты изучения пользовательских потребностей, проведенного Евросоюзом, которое опирается на базовое предположение о возможности установления совокупности сервисных доменов и групп, которые могут быть использованы в различных сочетаниях и комбинациях, для того чтобы создать рамки в определении различных подходов к архитектуре ИТС. Достигнуто согласие о том, что у области применения в секторе ИТС всегда будут существовать определенные границы (меняющиеся в процессе развития).