При решении вопроса об оповещении о произошедшей чрезвычайной или аварийной ситуации 1-3 категории на водном объекте рекомендуется исходить из следующего.
Предполагается, что во всех случаях при визуальной или аналитической регистрации на водном объекте признаков ЧС или наличии информации о потенциально весьма возможной аварийной ситуации 1-3 категории организации, официальные и неофициальные лица должны в максимально короткий срок, воспользовавшись имеющимися видами связи, довести информацию об указанных ситуациях до любой из организаций, осуществляющих наблюдения за состоянием водных объектов (в том числе при ЧС): УГМС (ГУ "ЦГМС"), ГУ "УГМС", БВУ, территориальные подразделения МЧС, приемная местной администрации. Любая из перечисленных организаций самостоятельно или совместно с организацией или предприятием - виновником аварии должны принять незамедлительные меры по организации проверки ситуации (это касается, прежде всего, сообщений, поступивших от сторонних организаций и граждан), по контролю за этой ситуацией на водном объекте и ее ликвидации. Организации и предприятия, организовавшие регулярные наблюдения за аварийной ситуацией на водном объекте, осуществляют в установленном порядке оперативную передачу всем заинтересованным лицам и организациям сообщений о состоянии водного объекта, концентрациях в нем ЗВ, ожидаемых сроках появления в контрольных створах зон высокозагрязненных вод, о масштабах развития опасной ситуации на водных объектах, об организованных мероприятиях по ликвидации аварийной ситуации. В случае, если событие связано с произошедшей или возможной гибелью людей, вся полученная информация незамедлительно передается в территориальные органы МЧС. Если масштабы аварийной ситуации чрезвычайно велики и прямо или косвенно угрожают здоровью населения на определенной территории, сообщение об опасной ситуации с максимальной оперативностью доводится до сведения правительственных органов республиканского и федерального уровня. Оценка размера вреда, причиненного водному объекту вследствие ЧС, может быть проведена в соответствии с положениями, изложенными в [5]. Рекомендуемые формы для представления сведений о чрезвычайной ситуации приведены в приложениях А и Б.
Для послеаварийного периода следует предусматривать проведение наблюдений на водных объектах с целью оценки возможных последствий прошедшей аварии. Прежде всего, это касается оценки возможного отравления и повреждения водных экосистем, а также оценки вероятности вторичного загрязнения водного объекта. По результатам такого обследования должны быть установлены или скорректированы сроки и состав текущих или дополнительных наблюдений на водных объектах.