Действующий

ГОСТ Р 54382-2011 Нефтяная и газовая промышленность. Подводные трубопроводные системы. Общие технические требования

     11 Защита от коррозии и утяжеляющее покрытие

11.1 Общие положения
     


    11.1.1 Цель раздела

11.1.1.1 Цель настоящего раздела - формулирование общих правил по:

- концептуальному и рабочему проектированию систем защиты от коррозии;

- проектированию и изготовлению утяжеляющих покрытий из бетона;

- контролю качества в процессе изготовления/монтажа систем защиты от коррозии.

11.1.1.2 Определение количественных параметров конкретного проекта и функциональных требований основывается на соответствующих стандартах и нормативных документах, в том числе на [38] для электрохимической защиты и на [39] для заводских покрытий труб.

11.1.2 Применение

11.1.2.1 Настоящий раздел охватывает наружные и внутренние средства защиты от коррозии трубопроводов и райзеров. Его требования также распространяются на бетонные покрытия для придания отрицательной плавучести. Однако он не распространяется на береговые участки трубопроводов на выходах подводных трубопроводов.

11.1.2.2 Выбор материалов труб, связанный с защитой от коррозии, рассматривается в разделе 8. Требования и руководящие указания по контролю и мониторингу, связанные с коррозией трубопроводов, можно найти в разделе 13.

11.1.3 Определения

11.1.3.1 Термин "коррозионный контроль", используемый в этом разделе, относится ко всем измерениям, выполняемым для защиты от коррозии, а также к контролю и мониторингу коррозии (см. раздел 13). Защита от коррозии включает в себя применение коррозионно-стойких материалов, учет припусков на коррозию (см. 8.2.7) и различные средства для подавления коррозии.

11.1.3.2 Покрытие (наружное) труб относится к системам покрытий, применяемым при изготовлении (обычно это многослойное покрытие общей толщиной несколько миллиметров), которое предназначается только для защиты от коррозии или одновременно для теплоизоляции. Некоторые системы покрытий могут включать в себя дополнительный наружный слой для механической защиты, главным образом, в процессе укладки трубопровода, засыпке камнями или при разработке траншей. Однако на бетонное покрытие труб для предотвращения всплытия (утяжеляющее покрытие) термин "покрытие труб" не распространяется.

11.1.3.3 Покрытие стыков в полевых условиях относится к однослойному или многослойному покрытию, которое применяется для защиты кольцевых сварных швов независимо от того, выполнено ли это покрытие в полевых условиях или на заводе (например, для трубопроводов с укладкой размоткой или предварительно изготовленных райзеров).

11.1.3.4 Определение зон коррозии, включая зону заплеска, атмосферную зону и зону погружения, рассматривается в 11.4.1.

11.2 Общие принципы коррозионного контроля на стадии проектирования
     


    11.2.1 Общие положения

11.2.1.1 Все элементы трубопроводной системы должны иметь соответствующую защиту от коррозии, чтобы исключить отказы, вызванные или инициированные коррозией как снаружи трубопровода, так и изнутри.

Примечание - Любой коррозионный дефект выражается в виде более или менее равномерного утонения стенок трубы, но более характерна рассеянная, язвенная коррозия и коррозия в виде бороздок, расположенных вдоль или перпендикулярно к оси трубы. Другой вид повреждений - коррозионное растрескивание под напряжением. Равномерная коррозия и коррозионные бороздки могут взаимодействовать с внутренним давлением или с внешними эксплуатационными нагрузками, приводя к разрыву стенок за счет возникновения пластических разрушающих деформаций или хрупкого излома. Отдельные поверхностные раковины являются наиболее вероятными причинами, вызывающими утечки через свищи, пронизывающие толщину стенки трубы.

11.2.1.2 Для участков райзеров, находящихся в зоне атмосферных воздействий, наружная коррозия должна контролироваться путем нанесения соответствующего покрытия краской на подготовленную поверхность и применения покрытия в соответствии с настоящим стандартом (см. 11.4). Некоторые коррозионно-стойкие сплавы не нуждаются в такого рода покрытиях.

11.2.1.3 Для участков райзеров, находящихся в зоне заплеска, должно использоваться покрытие в виде толстой оболочки (см. 11.1.3.2) в соответствии с требованиями 11.4. Кроме того, когда катодная защита недостаточна, могут применяться соответствующие припуски на коррозию для контроля за наружной коррозией С-Mn сталей выше наинизшего астрономического уровня отлива (LAT), (см. 8.2.7 и 11.4.1.7). Для коррозионно-стойких сплавов дополнительно могут использоваться наружное плакирование/футеровка.

11.2.1.4 Для трубопроводов и участков райзеров, находящихся в зоне погружения, наружная защита от коррозии обеспечивается покрытием в виде толстой оболочки в сочетании с электрохимической защитой в соответствии с 11.3 и 11.4. Требования и указания по выполнению утяжеляющего бетонного покрытия и электрохимической защиты приводятся в 11.6 и 11.7 соответственно.

11.2.1.4 Для райзеров, помещенных в J-трубах, кожухах, туннелях и аналогичных устройствах, зазоры должны быть заполнены жидкостью, не вызывающей коррозию, и должны быть герметизированы с обоих концов. Должны предусматриваться средства для контроля коррозионной активности жидкости, заполняющей зазоры.

11.2.1.4 Для защиты от внутренней коррозии могут применяться различные методы отдельно или в сочетании друг с другом, исходя из положений 11.9.

11.2.2 Оценка вариантов защиты от коррозии

11.2.2.1 Системы трубопроводов могут подвергаться воздействию коррозии как изнутри, так и снаружи. Возможности защиты от коррозии включают применение коррозионно-стойких труб, использование защитных покрытий, плакирование/футеровку, электрохимическую защиту (снаружи) и химическую обработку или ингибирование (изнутри).

11.2.2.2 Для трубопроводных систем из С-Mn сталей могут предусматриваться соответствующие припуски на коррозию (см. 8.2.7), которые используются как единственное средство защиты или в дополнение к другим средствам, препятствующим развитию коррозии. Припуск на коррозию служит для компенсации коррозии изнутри и/или снаружи трубопровода.

11.2.2.3 Выбор варианта коррозионного контроля должен оцениваться исходя из достижения наиболее эффективного решения с точки зрения затрат с учетом всех требований безопасности и природоохранного законодательства.