Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54110-2010 Водородные генераторы на основе технологий переработки топлива. Часть 1. Безопасность

Приложение В
(справочное)

     
Утилизация водородных генераторов

В.1 Общие положения

Переработка оборудования водородного генератора зависит от таких факторов, как выбор материалов, доступность оборудования и легкость отделения материалов.

В.2 Типы компонентов системы и материалов

Процессы водородного генератора, как правило, осуществляются в металлических сосудах, обычно изготовленных из коррозионностойкой, высоколегированной хромоникелевой стали, содержащей катализаторы, обычно на основе ценных металлов.

Состав катализаторов определяется специфичным технологическим режимом работы, однако, с точки зрения переработки, можно сказать, что мотивом извлечения катализатора из сосуда с целью экстрагирования и переработки металла могут послужить достаточно привлекательные экономические характеристики такого извлечения. Обычно внутри металлического сосуда установлена высокотемпературная керамическая изоляция, изготовленная из оксида алюминия, оксида кремния и оксида циркония. Оксидно-цинковый сорбент, используемый для удаления серы из топлива, преобразуется в сульфид цинка и скапливается в блоке, после чего его можно удалить и уничтожить. Для удаления серы из топлива можно также использовать активированный уголь. Водородселективные проницаемые металлические мембраны из Pd, PdAg и других Pd-плавов, содержащиеся в стальном сосуде, могут использоваться в качестве альтернативы для дискретных компонентов десульфуризации, конверсии водяного газа и селективного окисления.

В.3 Экологические и конструкторские проблемы переработки

Для легкости переработки материалов сосуды должны быть спроектированы с учетом легкости удаления ценных металлов и отделения материалов. Предполагается, что стальные компоненты будут переработаны в существующем производственном процессе повторного цикла. Доступ к катализатору, содержащемуся в сосудах, должен быть возможен только в случае запланированного повторного цикла катализатора. В настоящее время никелевый катализатор с содержанием металла более 20% или катализатор из драгоценного металла может быть экономично переработан с использованием существующих процессов.