5.4.1 Природа признаков
Формирование понятий играет центральную роль в организации человеческого знания, поскольку они являются средством описания предметов и их объединения в значимые единицы конкретной области. Предметы, воспринимаемые как имеющие одни и те же свойства, объединяются в единицы мышления. Если схожие предметы или в виде исключения отдельный предмет рассматриваются в качестве значимой единицы мышления в какой-либо области человеческого знания, свойства этого предмета или общие свойства группы схожих предметов абстрагируются как признаки, объединенные в группу, формирующую понятие.
Таким образом, объекты в реальном мире идентифицируются своими свойствами. Объекты абстрагируются в понятия, а свойства абстрагируются в характеристики, определяющие понятия. Абстрагирование - это процесс выделения совокупности общих признаков индивидуального набора объектов и на этой основе формирования понятия для указанного набора объектов. Характеристики являются спецификаторами, они сужают значение главного понятия (см. 5.5.2.1). Необходимо отметить, что "характеристика" является лингвистическим понятием, которое не следует путать с понятием "свойство" из области информационных технологий (ИТ).
Пример -
Отношения между данными четырьмя понятиями поясняются ниже следующими утверждениями:
- каждый объект имеет одно или несколько свойств;
- каждое свойство подобного вида абстрагируется в одну характеристику;
- каждая характеристика является частью одного или нескольких понятий;
- каждое понятие образует одну или несколько характеристик;
- каждый объект абстрагируется в одно или несколько понятий.
5.4.2 Терминологический анализ
Признаки группируются в понятия по-разному в разных культурах, областях или научных школах. Создание однозначных групп признаков отражается в специальном языке некоторым обозначением (то есть термином, наименованием или символом). Поскольку обозначение не присваивается каждому единичному предмету, терминологический анализ не может проводиться, пока рассматриваемый специфичный предмет не будет соответствовать понятию, представленному посредством обозначения или определения. Поэтому методология, используемая при анализе терминологии, требует:
- идентификации контекста или рассматриваемой предметной области;
- идентификации свойств предметов в рамках предметной области;
- определения тех свойств, которые абстрагируются в признаки;
- группирования признаков для образования понятий.
- приписывания обозначений.
Необходимо также отметить, что указанные свойства, используемые для формулировки свойств, описывающих объект, и характеристики, формирующие понятия, обозначают в себе понятия, иногда находящиеся внутри той же специализированной области, а иногда нет. Может оказаться полезным приступить к анализу с указанными понятиями, соответствующими конкретному объекту, по той причине, что характеристики абстрагируются легче при условии, что указанные свойства объекта могут физически наблюдаться или исследоваться.