Мониторинг соответствия могут проводить компетентные органы, операторы или третья, независимая сторона. Как властные структуры, так и операторы пользуются услугами третьей стороны, стремятся осуществлять мониторинг от их лица. Однако ответственность за конечный результат мониторинга и его качество в конечном итоге несут соответствующие органы или операторы.
В нормативных правовых (законодательных) документах могут быть предусмотрены требования к операторам в отношении мониторинга. Однако, как правило, компетентные органы полагаются в значительной степени на самоконтроль операторов. Они проверяют (ревизуют) организацию работ, проводимых операторами, и осуществляют более ограничительные программы мониторинга сами, чтобы, где это необходимо, обеспечить независимые проверки.
Самомониторинг имеет потенциальные преимущества, поскольку в процессе его операторы используют собственные знания о происходящих процессах. Это повышает ответственность операторов за собственные выбросы и наиболее эффективно по стоимости. Однако для лиц, осуществляющих регулирование, чрезвычайно важно иметь подтверждение качества данных для того, чтобы повысить доверие общественности в отношении правильности действий, обеспечивающих уверенность в достижении требуемых норм качества.
Мониторинг, проводимый органами власти, может вызвать больше доверия со стороны общественности, но в сущности их возможности ограничены. Кроме того, для государственных органов проведение мониторинга менее эффективно с экономической точки зрения, особенно проведение непрерывного мониторинга, поскольку маловероятно, что их знание процессов такое же глубокое и детализированное, как и операторов, а персонал, занимающийся мониторингом, не всегда присутствует на объекте.
Чрезвычайно важно, чтобы ответственность за мониторинг была четко распределена между соответствующими лицами (операторами, властями, договаривающимися сторонами), с тем чтобы все участники сознавали, каким образом разделена работа и каковы их обязанности. Подробности таких назначений и используемых в будущем методов могут быть определены в программах мониторинга, в проектах, разрешениях, законопроектах или в других относящихся к делу документах, к числу которых в первую очередь относятся национальные стандарты.
Чтобы проведенные на практике исследования оказались успешными, необходимо дать подробные инструкции в отношении:
- мониторинга, за который ответственен оператор, включая любой мониторинг, производимый третьей стороной, действующей от его лица;
- мониторинга, за который ответственны компетентные власти, включая любой мониторинг, производимый третьей стороной, действующей от их лица;
- стратегии и роли каждого участника;
- методов и гарантий, необходимых в каждом случае;
- требований к уведомлениям (сообщениям).
Существенно, чтобы лица, пользующиеся результатами мониторинга, были бы уверены в качестве таких результатов. Поэтому, выполняя данную работу объективно и точно в соответствии со стандартами, специалист должен продемонстрировать ее качество тем, кто будет использовать эти данные.
Компетентные власти ответственны за определение норм качества в разработанных требованиях и за определение диапазона гарантированных норм предосторожности. Для этого необходимо использовать:
- стандартные методы измерения, если таковые имеются;
- приборы, имеющие сертификаты для пользования ими;
- аттестованный персонал в области качества;
- аккредитованные испытательные и измерительные лаборатории.
В целях самомониторинга деятельности возможно использовать признанные системы менеджмента качества и осуществлять периодическую проверку с помощью аккредитованной лаборатории.