Предполагается, что все разрешенные значения ПДУ, находящиеся в стадии разработки, основаны на использовании НДТ. Проведение оценки риска и осуществление мониторинга с помощью методов, базирующихся на НДТ, необходимо по двум основным причинам:
- для проверки факта, что выбросы находятся в пределах ПДУ, например для оценки и согласования;
- для установления особых требований в отношении загрязнения окружающей среды общего плана, например периодическая отчетность перед компетентными органами о состоянии окружающей среды.
Бывает, что полученные данные мониторинга для одной цели могут быть использованы и в других целях, а в некоторых случаях такие данные могут оказаться просто необходимыми для других процедур оценок. Например, данные по мониторингу соответствия могли бы быть использованы для обязательных уведомлений компетентных органов. Поэтому мониторинг является ценным источником информации не только для оценки риска и того факта, действуют ли промышленные объекты в разрешенных пределах, установленных на законодательном уровне, но и для понимания и менеджмента их взаимодействия с окружающей средой и обществом.
Ниже приведены дополнительные причины и цели, определяющие проведение мониторинга (в дополнение к двум вышеперечисленным в начале данного раздела причинам):
- информирование о выбросах (например, локального характера, государственного и международного масштаба);
- оценка НДТ;
- оценка факторов воздействия на среду обитания (например, при вводе в опытную эксплуатацию, нанесении информации о загрязнителях на карты);
- обсуждение вопросов об установлении квот на выбросы, совершенствовании программ экологического улучшения;
- исследование возможных суррогатных параметров с практическими и стоимостными преимуществами;
- принятие решений о сырье и топливе, о деятельности предприятия и инвестиционных стратегиях (вкладах);
- решение вопросов об охране окружающей среды, о взыскании налогов (штрафов) в этой связи и/или определение размера убытков;
- повышение эффективности планирования и менеджмента;
- установление соответствующих объемов и периодов инспектирования и корректирующих действий в сотрудничестве с компетентными органами;
- нахождение лучших методов для оптимизации выбросов;
- установление квот и платежей в случае торговли выбросами.
Перед принятием решения о проведении мониторинга компетентные органы должны иметь ясное понимание стоящих перед ними задач и целей осуществления мониторинга. Цели и система мониторинга также должны быть понятны любой вовлеченной третьей стороне, включая внешних поставщиков и других возможных пользователей данных измерений (например, планировщиков пользования земли, общественных заинтересованных групп и правительственных органов разного уровня).
Хорошая практика заключается в первоначальном документировании происходящего и в систематическом контроле. Эта информация может включать рассмотрение целей, обязательств, использований и пользователей собранных данных при проведении программы мониторинга.
Систематический обзор процесса должен происходить на месте, с тем чтобы убедиться, что технические достижения, которые могут улучшить качество и эффективность программы, приняты во внимание, но всегда следует помнить о необходимости поддерживать постоянный и непрерывный режим мониторинга. Полученные данные целесообразно регулярно сравнивать с целями и задачами за какой-то период времени, чтобы проверить, достигнуты ли они.
Поэтому мониторинг - полезная деятельность с широкими практическими возможностями и выгодами, которые возможно полностью получить только в том случае, если полученные данные надежны, сопоставимы и получены при осуществлении программы мониторинга соответствующего уровня качества.