Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54135-2010 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Защита экологических природных зон. Общие аспекты и мониторинг (Переиздание)

     4.2 Экологический мониторинг


Экологический мониторинг необходим для идентификации и определений количественных характеристик в сфере охраны окружающей среды, осуществляемой субъектами хозяйственной деятельности. Результаты мониторинга позволяют органам государственного контроля и надзора проверять согласованные достоверные данные о состоянии окружающей среды с учетом допускаемых воздействий на нее, с учетом имеющихся разрешений.

Данные мониторинга, полученные в рамках фазы сбор данных (см. рисунок 1), используются также и для оценки экологического риска.

В основу настоящего стандарта положено Руководство по мониторингу промышленных выбросов и накопления отходов вблизи их источника, разработанное как ссылочный документ по Основным принципам мониторинга (2003) к Директиве ЕС об интегрированном предотвращении и контроле загрязнений (IPPC).

В процессах мониторинга измеряют физические и химические параметры (т.е. давление, температуру, скорость течения потока и др.) технологического процесса, с тем чтобы подтвердить необходимость проведения контроля и применения оптимальных методов и чтобы деятельность предприятия могла быть осуществлена в пределах, необходимых для его экологически правильной работы. При этом данные мониторинга сравнивают с ПДУ загрязнений в окрестностях предприятия и в районе, подверженном его влиянию, т.е. воздействию загрязнений на экосистемы.

Данное Руководство касается в основном оценки риска на основе мониторинга промышленных выбросов вблизи источника этих выбросов в момент их возникновения, поэтому процесс мониторинга и воздействие мониторинга на качественное состояние окружающей среды в настоящем стандарте не рассматриваются.

Для осуществления мониторинга необходимо получать информацию в виде отчетности о зависимости окружающей среды от деятельности промышленных предприятий. В отдельных случаях такого рода информация также может быть применена для оценки финансовых затрат и экологических платежей за выбросы.

Ниже перечислены семь вопросов, ответы на которые позволяют органам, ответственным за проведение оценки риска на основе мониторинга, определить оптимальные условия его осуществления.

1 С какой целью и почему осуществляют оценку риска и мониторинг?

2 Кто проводит оценку риска и мониторинг?

3 Какие объекты и каким образом подпадают под оценку риска и мониторинг?

4 Как выразить ПДУ и результаты оценки риска на основе мониторинга?

5 Какие временные аспекты оценки риска и мониторинга рассматривают?

6 Что делать с возникающими неопределенностями?

7 Какие требования мониторинга должны быть включены в оценку риска и разрешения с ПДУ?

Цель настоящего стандарта - способствовать повышению надежности и сравнению данных оценки риска на основе мониторинга. Это особенно важно при сравнении деятельности различных предприятий из одного сектора, общих нагрузок из различных секторов. Различные подходы к оценке риска и мониторингу дают результаты, которые часто невозможно сравнить из-за различных методов измерений, периодов, частоты измерений, источников выбросов и т.д. Попытки прямых (непосредственных) сравнений данных от разных предприятий, полученных в разных условиях, могут привести к неправильным выводам и решениям.

Мониторинг в настоящем стандарте означает систематическое наблюдение за разнообразием и различием отдельных химических или физических характеристик выпусков, стоков, использованием эквивалентного параметра или технического измерения и т.д. Мониторинг основывается на повторяющихся измерениях или наблюдениях с соответствующей частотой.

В процессе планирования значений разрешенных ПДУ (или предельно допустимых норм) разработчики должны принимать во внимание то, каким образом готовят оценки о состоянии окружающей среды и осуществляют их согласование, каким образом получают наиболее актуализированную информацию о требуемом качественном уровне, вызывающую доверие, при этом принимая во внимание ее стоимость и эффективность.

Ожидается, что на основе разработанных требований будут установлены ПДУ для выбросов и выхлопов, а также разработаны другие требования для регулирования отходов, использования энергии, производства шума, образования запаха и, возможно, использования сырья и вспомогательных материалов. Далее эти факторы отнесены к выбросам.

Совершенно очевидно, что при установлении значений ПДУ необходимо исходить из уровня допустимого риска.