Россия имеет весьма высокую удельную энергоемкость экономики, превышающую (в расчете по паритету покупательной способности) вдвое аналогичный показатель США, в 2,3 раза - среднемировой показатель и в 3 раза - показатели развитых стран Европы и Японии. Главные причины этого:
- природно-климатические условия, характеризующиеся низкими среднегодовыми температурами, что требует значительных затрат топливно-энергетических ресурсов для устойчивого и надежного энергообеспечения потребителей;
- относительно низкая стоимость (до последнего времени) топливно-энергетических ресурсов;
- высокая доля энергоемких производств в структуре экономики (более 60% промышленности) и относительно малая доля в структуре ВВП сферы услуг, имеющей низкую энергоемкость;
- значительный объем устаревшего энерготехнологического оборудования.
При этом высокая удельная энергоемкость:
- снижает конкурентоспособность продукции отечественной промышленности;
- требует дополнительных финансовых затрат (включая инвестиции) на энергообеспечение страны, в первую очередь на освоение новых источников энергетических ресурсов и ввод мощностей по выработке тепловой и электрической энергии;
- обусловливает наличие значительного объема выбросов вредных веществ в окружающую природную среду;
- увеличивает расходование невозобновляемых природных топливных ресурсов, особенно углеводородов.
В связи с этим повышение энергоэффективности - важнейшее направление экономической политики государства. Это один из основных стратегических ориентиров, и его достижение возможно обеспечивать в том числе с помощью повышения энергоэффективности в промышленном производстве в целом. Устойчивый рост внимания к вопросам повышения энергоэффективности экономики Российской Федерации отразился в Федеральном законе от 26.11.2009 г. N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"* [1], где обозначены основы создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности.
______________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: Федеральном законе от 23.11.2009 г. N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Настоящий стандарт направлен на гармонизацию национальных стандартов с положениями Справочника ЕС по наилучшим доступным технологиям "Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочный документ по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности. 2009 г." ("European Commission. Integrated Pollution Prevention and Control. Reference Document on Best Available Techniques for Energy Efficiency. 2009") [2].
Повышение энергоэффективности в промышленном производстве может быть достигнуто путем применения наилучших доступных технологий (НДТ), адаптированных к российским условиям.
В настоящее время ведется активная работа по совершенствованию законодательной и нормативно-методической базы, направленной в том числе на стимулирование применения НДТ повышения энергоэффективности. Настоящий стандарт направлен на решение задач по внедрению НДТ в промышленное производство в Российской Федерации.
За рубежом внедрение НДТ эффективно осуществляется уже более 10 лет во всех отраслях промышленности с момента вступления в силу Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" (Directive 96/61/ЕС of the European Parliament and of the Council of 24 September 1996 concerning integrated pollution prevention and control) [3] и Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" (Directive 2008/1/ЕС of the European Parliament and of the Council of 15 January 2008 concerning integrated pollution prevention and control) [4]. Принятая в 2010 г. Директива 2010/75/EC о промышленных выбросах, отменяющая Директиву 96/61/ЕС с 1 января 2016 г., сохранила положение о необходимости применения НДТ.
Подход к вопросам энергоэффективности во всех отраслях, охватываемых директивами [3, 4], основан на том предположении, что энергию используют на любых установках и одни и те же типы систем и оборудования могут быть применены в различных отраслях. Это позволяет выявить общие подходы к обеспечению энергоэффективности, не зависящие от конкретного вида деятельности. Исходя из этого могут быть определены НДТ общего характера, охватывающие наиболее эффективные меры по достижению высокого уровня энергоэффективности в целом.
Настоящий стандарт разработан в целях облегчения анализа и мониторинга энергоэффективности, а также возможности выбора и внедрения хозяйствующими субъектами новейших отечественных и зарубежных технологий, обеспечивающих оптимальное сочетание энергетических, экологических и экономических показателей.
Настоящий стандарт содержит:
- цели применения НДТ в промышленном производстве;
- условия применения НДТ для повышения энергоэффективности в промышленном производстве;
- порядок по применению НДТ для повышения энергоэффективности в промышленном производстве.
Значительный вклад в информирование всех заинтересованных сторон о НДТ, справочниках ЕС по наилучшим доступным технологиям и методологических подходах к определению НДТ внесли эксперты Проекта ЕС "Гармонизация экологических стандартов II, Российская Федерация", реализованного в Российской Федерации в 2007-2009 г. [5].