Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54118-2010 Глобальные навигационные спутниковые системы. Радионавигационные комплексы определения пространственной ориентации потребителей на водном транспорте. Технические характеристики, методы и требуемые результаты испытаний

     3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 В проекте стандарта применены термины по ГОСТ Р 52928, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 абсолютная точность определения местоположения потребителя ГНСС: Точность определения местоположения потребителя в геоцентрической пространственной системе координат.

3.1.2 автономный контроль целостности навигационной аппаратуры потребителя ГНСС: Метод контроля целостности глобальной навигационной спутниковой системы, основанный на оценке параметров принимаемых радионавигационных сигналов навигационной аппаратурой потребителя ГНСС.

3.1.3 альманах ГНСС: Информация, передаваемая с каждого навигационного космического аппарата ГНСС в составе навигационного сообщения, включающая в себя данные о системной шкале времени ГНСС, данные о бортовых шкалах времени всех навигационных космических аппаратов и данные об элементах их орбит и техническом состоянии.

3.1.4 динамическая погрешность: Погрешность, вызываемая ускорениями (вибрация, бортовая и килевая качка, изменение скорости), действующими на систему. Величина и частота погрешности связаны с воздействием окружающей среды и параметрами самой системы.

3.1.5 дифферент: угол между горизонтальной и основной плоскостью судна.

3.1.6 доступность системы: Вероятность получения потребителем в рабочей зоне достоверной информации о своем местоположении в заданный момент времени и с требуемой точностью. Выражается в процентах времени на временном интервале, в течение которого обеспечиваются заданные условия.

3.1.7 интерфейсный контрольный документ ГНСС: Документ, устанавливающий структуру, содержание и формат навигационной информации, передаваемой потребителю ГНСС.

3.1.8 истинный курс: Горизонтальный угол между вертикальными плоскостями, проходящими через истинный меридиан и основную плоскость судна, отсчитываемый от истинного севера по часовой стрелке до 360°.

3.1.9 крен: Угол между вертикальной и основной плоскостью судна.

3.1.10 многолучевость радионавигационного сигнала ГНСС: Эффект, возникающий при приеме навигационной аппаратурой потребителя ГНСС радионавигационного сигнала с одного и того же навигационного космического аппарата ГНСС, но с разными траекториями прохождения вследствие отражения сигнала от поверхности Земли и близлежащих объектов.

3.1.11 определение местоположения потребителя ГНСС (Нрк. местоопределение потребителя ГНСС): Определение пространственных координат потребителя ГНСС.

3.1.12 погрешность навигационного определения: Статистическая характеристика разности между найденным положением потребителя и истинными координатами для произвольной точки в зоне обслуживания в течение заданного интервала времени.

3.1.13 разрешение неоднозначности фазовых измерений в ГНСС: Определение целого числа длин волн, укладывающихся в расстоянии между навигационным космическим аппаратом ГНСС и навигационной аппаратурой потребителя ГНСС при обработке фазовых измерений.

3.1.14 санкционированный доступ: Доступ к навигационным сигналам с использованием специальных кодов, предоставляемых потребителям.

3.1.15 системная шкала времени ГНСС: Шкала времени, предназначенная для временной привязки основных процессов во всех подсистемах ГНСС.

3.1.16 система координат: Опорная система координат, используемая для расчета координат места.

3.1.17 стандартная точность навигационных определений: Заданный уровень точности определения пространственных координат, составляющих скорости движения и поправки часов, доступный любому потребителю ГНСС.

3.1.18 функциональное дополнение ГНСС: Комплекс технических и программных средств, предназначенный для обеспечения потребителя ГНСС дополнительной информацией, позволяющей повысить точность и достоверность определения его пространственных координат, составляющих скорости движения и поправки часов и гарантирующей целостность ГНСС.

3.1.19 эфемеридная информация ГНСС: Совокупность данных навигационного сообщения, получаемого потребителем ГНСС с борта навигационного космического аппарата ГНСС и позволяющего ему определять пространственные координаты, составляющие скорости движения и время.

3.1.20 эксплуатационная готовность ГНСС (Нрк. доступность): Способность глобальной навигационной спутниковой системы обеспечивать проведение навигационных определений в заданный момент времени.

3.1.21 угловая скорость поворота: Величина изменения мгновенного значения курса за единицу времени.

3.1.22 целостность ГНСС: Способность глобальной навигационной спутниковой системы выдавать потребителям ГНСС своевременное и достоверное предупреждение в тех случаях, когда какие-либо из ее навигационных космических аппаратов нельзя использовать по целевому назначению в полном объеме.

3.2 В проекте стандарта использованы следующие обозначения и сокращения:

АИС

-

автоматическая идентификационная система;

ГНСС

-

глобальная навигационная спутниковая система;

ГЛОНАСС

-

глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;

ИНМАРСАТ

-

спутниковая система связи;

КИ

-

корректирующая информация;

ККС

-

контрольно-корректирующая станция;

ЛДПС

-

локальная дифференциальная подсистема;

МККР

-

Международный Консультативный Комитет по Радиосвязи;

МПВ

-

модуль приемо-вычислительный;

НАП

-

навигационная аппаратура потребителей;

ПЗ-90

-

общеземная система координат "Параметры Земли 1990 г.";

ПКИ

-

приемник корректирующей информации;

РКПО

-

радионавигационный комплекс пространственной ориентации;

С/А

-

открытый код доступа;

СКП

-

средняя квадратическая погрешность;

СТ

-

стандартная точность;

COG

-

курс относительно грунта (Путевой угол);

COR

-

поправки;

DGPS

-

дифференциальная подсистема ГНСС GPS;

DTM

-

опорные системы координат;

DGLN

-

дифференциальная подсистема ГНСС ГЛОНАСС;

ELV

-

угол возвышения спутника над горизонтом;

GPS

-

глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки;

GBS

-

определение отказа спутника ГНСС;

GGA

-

данные о координатах места по GPS;

GLL

-

данные о координатах места;

GNS

-

данные о координатах места по ГНСС GPS и ГЛОНАСС;

GRS

-

разность дальностей до спутника ГНСС;

GSA

-

фактор ухудшения точности ГНСС, действующие спутники;

GST

-

статистическая ошибка псевдодальности по ГНСС;

GSV

-

видимые спутники ГНСС;

HDOP

-

горизонтальный геометрический фактор ухудшения точности местоопределения в режиме двухмерных измерений;

HDT

-

данные об истинном курсе;

MSK

-

манипуляция с минимальным фазовым сдвигом;

PDOP

-

пространственный геометрический фактор ухудшения точности в режиме трехмерных измерений местоположения;

NMEA

-

национальный морской стандарт для сопряжения с внешним навигационным оборудованием;

PRDCU

-

углы пространственной ориентации - курс, крен, дифферент;

PRC

-

поправка псевдодальности;

RRC

-

поправка к скорости изменения псевдодальности;

RAIM

-

автономный контроль целостности в приемнике;

RMC

-

рекомендуемый минимальный перечень данных по GPS и ГЛОНАСС;

ROT

-

скорость поворота судна;

RTCM

-

радиотехническая комиссия по морским службам;

RTCA

-

радиотехническая комиссия по авиационным службам;

SA

-

режим избирательного доступа работы ГНСС GPS;

SBAS

-

система функциональных дополнений спутникового базирования;

SOG

-

скорость относительно грунта;

VTG

-

путевой угол и скорость относительно грунта;

UTC

-

универсальное координированное время;

УКВ

-

ультракороткие волны;

UTC(SU)

-

Координированное всемирное время России;

WGS-84

-

всемирная геодезическая система координат 1984 г.;

WER

-

ошибка слов, характеризующая процент потерянной информации;

VDL

-

УКВ линия передачи данных АИС;

ZDA

-

время и дата.