Статус документа
Статус документа

Р 50.1.041-2002 Информационные технологии. Руководство по проектированию профилей среды открытой системы (СОС) организации-пользователя

     3.1 Определения


В настоящих рекомендациях использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 аккредитованная организация - разработчик стандартов (accredited standards development organization): Организация, признанная в качестве организации - разработчика стандартов международным органом по стандартизации (например ИСО, МЭК или МСЭ-Т) или одним из полномочных членов этих организаций (например национальным органом по стандартизации, таким как Госстандарт России).

3.1.2 профиль прикладной среды (application environment profile): Комбинация многих стандартов, а также стандартных профилей, которая определяет различные типы функциональных возможностей, необходимых для конкретной среды.

3.1.3 прикладная платформа (application platform): Набор ресурсов, включая технические и программные средства, обеспечивающий услуги для работы прикладного программного средства.

Прикладная платформа предоставляет услуги на своих интерфейсах, обеспечивая максимально возможную "прозрачность" конкретных характеристик платформы для прикладного программного средства.

3.1.4 прикладное программное средство (application software): Программное средство, предназначенное для приложения и состоящее из программ, данных и документации.

3.1.5 прикладной программный интерфейс (ППИ) (application program interface (API)): Интерфейс между прикладным программным средством и прикладной платформой, через который обеспечивается доступ ко всем необходимым службам (услугам).

3.1.6 базовый стандарт (base standard): Принятый международный стандарт, технический отчет, рекомендация МСЭ-Т или национальный стандарт.

3.1.7 направления деятельности (НД) (домен) (business area (ВА) (domain)): Логическое выделение из всей деятельности предприятия сходных направлений, например финансовой деятельности, деятельности по продажам и маркетингу.

3.1.8 целевая функция (business function): Набор процессов, обеспечивающих достижение конкретной цели деятельности.

3.1.9 требование к бизнес-системе (ТБС) (business system requirement (BSR)): Устанавливаемое предприятием требование к системе, то есть набор процессов, процедур и документации, обеспеченный соответствующей технологией, регламентирующее коэффициент критичности успеха (ККУ) или ключевой показатель эффективности (КПЭ) при достижении цели или вида деятельности предприятия.

3.1.10 интерфейс коммуникационной службы (ИКУ) (communications services interface (CSI)): Граница, через которую обеспечивается доступ к службам при взаимодействии между внутренними объектами прикладного программного средства и внешними объектами прикладной платформы.

3.1.11 профиль компонента (component profile): Профиль, образуемый путем формального определения подмножества единственного стандарта.

3.1.12 коэффициент критичности успеха (ККУ) (critical success factor (CSF)): Мера эффективности деловой системы, которая в совокупности с другими ККУ образует КПЭ.

3.1.13 фактический стандарт (de facto standard): Стандарт, разработанный неофициально, когда один или несколько субъектов создают продукцию или технологию, которые имеют спрос и копируются, становясь так широко используемыми, что отклонение от их исходных образцов вызывает проблемы с совместимостью или ограничивает конкурентоспособность.

3.1.14 создаваемый стандарт (emerging standard): Технические требования (спецификация), представленные на рассмотрение аккредитованной организацией, разрабатывающей стандарты, но еще не прошедшие процесс принятия компетентным органом.

3.1.15 внешняя среда (external environment): Набор объектов, внешних по отношению к прикладной платформе, с которой обеспечивают взаимодействие различные службы организации.

К внешним объектам относятся персонал, сменные носители, не установленные в платформе, линии связи и другие платформы.

3.1.16 интерфейс с внешней средой (ИВС) (external environment interface (EEI)): Интерфейс между прикладной платформой и внешней средой, обеспечивающий необходимые службы. ИВС предназначен прежде всего для обеспечения функциональной совместимости систем и приложений. Основными службами, предоставляемыми через ИВС, являются:

- интерфейс человек-компьютер (ИЧК);

- информация;

- коммуникации.

3.1.17 функциональное качество (ФК) (functional quality (FQ)): Мера уровня службы (услуги) и эффективности (производительности), предполагаемая при обеспечении выполнения ТБС с помощью предложенного технологического решения. Данные ФК допускается использовать в качестве критериев оценки эффективности и для аттестационного тестирования, а также для выбора стандартов при реализации проекта на физическом уровне и изделий при переводе проекта на физическом уровне в реализуемое (эксплуатационное) решение.

3.1.18 технические средства (hardware): Физическое оборудование, используемое при обработке данных, в противоположность программам, процедурам, правилам и соответствующей документации.

3.1.19 гармонизация (harmonization): Процесс, обеспечивающий исключение дублирования и непротиворечивость стандартов (включая профили).

3.1.20 интерфейс человек-компьютер (ИЧК) (human/computer interface (HCI)): Граница, через которую реализуется физическое взаимодействие человека с прикладной платформой.

3.1.21 служба информационных систем (ИС) (information systems (IS) service): Высокоуровневое описание служб, применяемых для реализации ТБС. Службы ИС дают перекрестные ссылки на ТБС, которые они обеспечивают, службы ИТ, которые их обеспечивают, и технологические компоненты, вмещающие данные службы.

3.1.22 службы информационной технологии (ИТ) (information technology (IT) service): Самый неделимый уровень технологии. Группа служб ИТ взаимодействует для обеспечения служб ИС, поддерживающих ТБС. Службы ИТ описываются в терминах протоколов, ППИ и компонентов служб.