Статус документа
Статус документа


Р 50.1.041-2002

Группа П85

     

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Информационные технологии

РУКОВОДСТВО ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОФИЛЕЙ СРЕДЫ ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ (СОС) ОРГАНИЗАЦИИ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Information technologies. Guide for developing the User Organization Open System Environment (OSE) profiles

     

ОКС 35.100.05
ОКСТУ 4002

Дата введения 2004-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ Институтом радиотехники и электроники Российской Академии Наук (ИРЭ РАН), Московским государственным институтом радиотехники, электроники и автоматики (Технический университет) и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

ВНЕСЕНЫ Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 "Информационные технологии"

2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 14 ноября 2002 г. N 415-ст

3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

Введение


Современная информационная инфраструктура, включающая информационные, вычислительные и телекоммуникационные ресурсы, представляет собой гетерогенную программно-аппаратную среду, использующую компьютеры различных классов и производителей. При этом возникает проблема совместимости в этой среде, т.е. реализация трех основных качеств, включая: обеспечение переносимости приложений между различными платформами, взаимодействия систем и их масштабируемости. Среда, обладающая сочетанием этих трех качеств, называется средой открытой системы (СОС).

Открытость среды достигается использованием согласованного набора стандартов (профиля) на все программно-аппаратные компоненты. Обеспечение открытости - достаточно сложная научно-методическая задача с учетом того, что число стандартов в области информационных технологий достаточно велико, и количество этих стандартов постоянно возрастает в результате появления новых технологий.

Одной из важнейших задач в решении проблемы обеспечения открытости информационных систем является создание методики построения профилей как неотъемлемой части информационной инфраструктуры любого уровня.

Настоящие рекомендации по стандартизации разработаны с учетом требований стандарта IEEE Std 1003.23-98* "Стандарт института инженеров по электротехнике и электронике. Руководство по проектированию профилей среды открытой системы организации-пользователя" [1] и предназначены оказывать содействие пользователям, проектировщикам, заказчикам и специалистам по применению и эксплуатации сложных информационных систем при создании профилей СОС организации-пользователя, которые устанавливают требования организаций к обработке информации и телекоммуникациям. В зависимости от целого ряда факторов, включая функции, процессы и задачи, выполняемые организацией, может быть принят различный подход к проектированию профилей СОС. Настоящие рекомендации не содержат всех необходимых сведений для создания профиля СОС, они устанавливают методологию выбора стандартов и процедуры проектирования профилей СОС организации-пользователя и при практическом применении должны быть дополнены другими технологиями, имеющими отношение к созданию профилей СОС с учетом специфики конкретной организации.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



     1 Область применения


Настоящие рекомендации предназначены для описания процесса проектирования профилей среды открытых систем (СОС) организации-пользователя (профилей СОС). Настоящие рекомендации содержат описание основных принципов оформления требований пользователя и сведения об информационных технологиях (ИТ) и службах (услугах), которые могут обеспечить выполнение требований пользователей, а также информацию о порядке выбора стандартов, спецификаций и рекомендаций, которые должны обеспечивать поддержку ИТ и их служб. В настоящих рекомендациях также рассматривается необходимость подготовки плана формирования больших систем, включая описание таких мероприятий, как, например, аттестационное тестирование, сопровождающих применение профилей.

Процесс проектирования профиля СОС, применимый при реализации любого подхода к процедуре проектирования, в том числе основанного на применении лицензионных (запатентованных) продуктов и решений, описан в разделе 5.

Настоящие рекомендации содержат сведения о переходе от физического (основанного на стандартах) уровня проектирования к эксплуатационному уровню (основанному на продуктах, имеющихся на рынке), но не содержат требований по выбору конкретных продуктов и решений.

Настоящие рекомендации могут применяться пользователями с учетом принятой в конкретной организации политики основной (деловой) и технической (технологической) деятельности.

В настоящих рекомендациях установлен ряд требований и запросов пользователя, подлежащих учету при разработке профилей СОС, за исключением положений о результатах практического применения профиля СОС.

Настоящие рекомендации не устанавливают обязательные требования, которым должны соответствовать разработанные профили СОС.

В настоящих рекомендациях не определен обязательный порядок использования какого-либо конкретного профиля, архитектуры или способа их применения.

Настоящие рекомендации не являются руководством по проведению аттестационного тестирования профилей СОС и не устанавливают методы тестирования профилей СОС организации-пользователя.

     2 Нормативные ссылки


В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:

ИСО/МЭК МФС 11183-1-92* Информационная технология. Международные функциональные стандарты AOM1n управления ВОС. Управление коммуникациями. Часть 1. Спецификация элемента услуги управления связью, протоколов уровней представления и сеанса, используемых элементами услуги удаленного доступа и управления связью

________________

* Оригинал - во ВНИИКИ Госстандарта России.


ИСО/МЭК 14252-95* Информационная технология. Руководство по среде открытых систем для POSIX

________________

* Оригинал - во ВНИИКИ Госстандарта России.

     3 Определения, сокращения и обозначения

     3.1 Определения


В настоящих рекомендациях использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 аккредитованная организация - разработчик стандартов (accredited standards development organization): Организация, признанная в качестве организации - разработчика стандартов международным органом по стандартизации (например ИСО, МЭК или МСЭ-Т) или одним из полномочных членов этих организаций (например национальным органом по стандартизации, таким как Госстандарт России).

3.1.2 профиль прикладной среды (application environment profile): Комбинация многих стандартов, а также стандартных профилей, которая определяет различные типы функциональных возможностей, необходимых для конкретной среды.

3.1.3 прикладная платформа (application platform): Набор ресурсов, включая технические и программные средства, обеспечивающий услуги для работы прикладного программного средства.

Прикладная платформа предоставляет услуги на своих интерфейсах, обеспечивая максимально возможную "прозрачность" конкретных характеристик платформы для прикладного программного средства.

3.1.4 прикладное программное средство (application software): Программное средство, предназначенное для приложения и состоящее из программ, данных и документации.

3.1.5 прикладной программный интерфейс (ППИ) (application program interface (API)): Интерфейс между прикладным программным средством и прикладной платформой, через который обеспечивается доступ ко всем необходимым службам (услугам).

3.1.6 базовый стандарт (base standard): Принятый международный стандарт, технический отчет, рекомендация МСЭ-Т или национальный стандарт.

3.1.7 направления деятельности (НД) (домен) (business area (ВА) (domain)): Логическое выделение из всей деятельности предприятия сходных направлений, например финансовой деятельности, деятельности по продажам и маркетингу.

3.1.8 целевая функция (business function): Набор процессов, обеспечивающих достижение конкретной цели деятельности.

3.1.9 требование к бизнес-системе (ТБС) (business system requirement (BSR)): Устанавливаемое предприятием требование к системе, то есть набор процессов, процедур и документации, обеспеченный соответствующей технологией, регламентирующее коэффициент критичности успеха (ККУ) или ключевой показатель эффективности (КПЭ) при достижении цели или вида деятельности предприятия.

3.1.10 интерфейс коммуникационной службы (ИКУ) (communications services interface (CSI)): Граница, через которую обеспечивается доступ к службам при взаимодействии между внутренними объектами прикладного программного средства и внешними объектами прикладной платформы.

3.1.11 профиль компонента (component profile): Профиль, образуемый путем формального определения подмножества единственного стандарта.

3.1.12 коэффициент критичности успеха (ККУ) (critical success factor (CSF)): Мера эффективности деловой системы, которая в совокупности с другими ККУ образует КПЭ.

3.1.13 фактический стандарт (de facto standard): Стандарт, разработанный неофициально, когда один или несколько субъектов создают продукцию или технологию, которые имеют спрос и копируются, становясь так широко используемыми, что отклонение от их исходных образцов вызывает проблемы с совместимостью или ограничивает конкурентоспособность.

3.1.14 создаваемый стандарт (emerging standard): Технические требования (спецификация), представленные на рассмотрение аккредитованной организацией, разрабатывающей стандарты, но еще не прошедшие процесс принятия компетентным органом.

3.1.15 внешняя среда (external environment): Набор объектов, внешних по отношению к прикладной платформе, с которой обеспечивают взаимодействие различные службы организации.

К внешним объектам относятся персонал, сменные носители, не установленные в платформе, линии связи и другие платформы.

3.1.16 интерфейс с внешней средой (ИВС) (external environment interface (EEI)): Интерфейс между прикладной платформой и внешней средой, обеспечивающий необходимые службы. ИВС предназначен прежде всего для обеспечения функциональной совместимости систем и приложений. Основными службами, предоставляемыми через ИВС, являются:

- интерфейс человек-компьютер (ИЧК);

- информация;

- коммуникации.

3.1.17 функциональное качество (ФК) (functional quality (FQ)): Мера уровня службы (услуги) и эффективности (производительности), предполагаемая при обеспечении выполнения ТБС с помощью предложенного технологического решения. Данные ФК допускается использовать в качестве критериев оценки эффективности и для аттестационного тестирования, а также для выбора стандартов при реализации проекта на физическом уровне и изделий при переводе проекта на физическом уровне в реализуемое (эксплуатационное) решение.

3.1.18 технические средства (hardware): Физическое оборудование, используемое при обработке данных, в противоположность программам, процедурам, правилам и соответствующей документации.

3.1.19 гармонизация (harmonization): Процесс, обеспечивающий исключение дублирования и непротиворечивость стандартов (включая профили).

3.1.20 интерфейс человек-компьютер (ИЧК) (human/computer interface (HCI)): Граница, через которую реализуется физическое взаимодействие человека с прикладной платформой.

3.1.21 служба информационных систем (ИС) (information systems (IS) service): Высокоуровневое описание служб, применяемых для реализации ТБС. Службы ИС дают перекрестные ссылки на ТБС, которые они обеспечивают, службы ИТ, которые их обеспечивают, и технологические компоненты, вмещающие данные службы.

3.1.22 службы информационной технологии (ИТ) (information technology (IT) service): Самый неделимый уровень технологии. Группа служб ИТ взаимодействует для обеспечения служб ИС, поддерживающих ТБС. Службы ИТ описываются в терминах протоколов, ППИ и компонентов служб.

3.1.23 модель служб информационной технологии (ИТ) (information technology (IT) service model): Текстовое и графическое представление служб ИТ, определяющее все низкоуровневые компоненты и интерфейсы служб.

3.1.24 информационный (informative): По ИСО/МЭК 14252.

3.1.25 интерфейс (interface): Общая граница между двумя функциональными объектами, требования к которой определяются стандартом.

Стандарт на интерфейс определяет службы в терминах функциональных характеристик и поведения, наблюдаемого на интерфейсе. Стандарт на интерфейс является договором, документально определяющим взаимные обязательства между пользователем и поставщиком служб, а также гарантирует стабильную документально оформленную четкость выполнения конкретного обязательства.

3.1.26 функциональная совместимость (interoperability): Способность двух или более систем обмениваться информацией и использовать эту информацию.

3.1.27 ключевой показатель эффективности (КПЭ) (key performance indicator (KPI)): Показатель эффективности конкретной бизнес-системы, выраженный в терминах целей и задач предприятия.

3.1.28 местный(е) (locale(s)): Определение среды пользователя в зависимости от языка и культурных обычаев.

3.1.29 нормативный (normative): Обязательный набор инструкций или ссылок.

3.1.30 открытые технические требования (спецификации) (open specifications): Технические требования (спецификации), утверждаемые организацией, использующей процесс открытого публичного согласования для внедрения новых технологий и требований пользователя.

3.1.31 открытая система (open system): Система, реализующая достаточно открытые спецификации или стандарты для интерфейсов, служб и форматов, облегчающая прикладному программному средству:

- перенос его с минимальными изменениями в широком диапазоне систем, использующих продукты разных производителей (поставщиков);

- взаимодействие с другими приложениями, расположенными на локальных или удаленных системах;

- взаимодействие с людьми в стиле, облегчающем переносимость пользователя.

3.1.32 среда открытой системы (СОС) (open system environment (OSE)): Исчерпывающий набор интерфейсов, служб и форматов совместно с пользовательскими аспектами, необходимый для обеспечения функциональной совместимости или переносимости приложений, данных или персонала в соответствии со стандартами и профилями ИТ.

3.1.33 профиль среды открытой системы (СОС) (open system environment (OSE) profile): Выбранный набор стандартов и их вариантов (опций), определяющий поведение интерфейсов для конкретного класса или области приложений в терминах функциональных вызовов, протоколов, форматов данных и т.д.

3.1.34 предложенное решение (point solution): Предложенная архитектура систем, достаточно конкретизированная для определения возможности удовлетворения требований и стоимости их реализации.

3.1.35 переносимость (прикладного программного средства) (portability (application software)): Степень легкости, с которой прикладные программные средства и данные могут быть перенесены с одной прикладной платформы на другую.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs