9.4.1 Испытания на режимах свободного ускорения
Полное испытание двигателя на режимах свободного ускорения обычно состоит из шести фаз. Их краткая характеристика:
a) Подготовка транспортного средства: все настройки двигателя корректны (например, минимальные и максимальные обороты холостого хода), двигатель прогрет до рабочей температуры, в выпускной трубе отсутствуют утечки, установлена нейтральная передача и выключены все другие потребители энергии (например, кондиционер воздуха и свет).
b) Проверка прибора: стабилизирован, выставлены нулевая отметка и весь диапазон шкалы и подсоединен к одной выпускной трубе.
c) Подготовка системы выпуска: состоит из циклов свободного ускорения или определенных фаз с постоянной частотой вращения; отработавшие газы проходят через измерительную камеру.
d) Осуществление циклов свободного ускорения до тех пор, пока один из следующих критериев завершения не выполнен:
- арифметическая разница результатов (в или ) определенного количества циклов не превышает предела;
- реализовано определенное количество циклов;
- пользователь прерывает процедуру;
- прибор обнаруживает ошибку (например, в соединении, температуре).
e) Проверка достоверности испытания:
- циклы закончены правильно;
- ноль шкалы не дрейфовал;
- результаты испытаний вычислены и сопоставимы со значениями по умолчанию (если применимо).
f) Оформление результатов записывают в форме протокола испытаний, содержащего следующие данные: место, дата и время проведения измерения, идентификация объекта испытаний (регистрационный номер двигателя или транспортного средства), результаты измерений и заключение (при необходимости).
Числовые значения ограничений определены в 10.1.6.
9.4.2 Цикл свободного ускорения
Цикл свободного ускорения состоит из пяти фаз.
a) Пауза: прибор информирует о необходимости работы двигателя на холостом ходу в течение определенного времени.
b) Начало ускорения: запускается измерение дымности. Испытатель получает указание быстрым нажатием на педаль акселератора установить и удерживать максимальную частоту вращения двигателя в течение 5 с; если не происходит ускорения - цикл прерывается.
c) Ускорение: быстро возрастает частота вращения двигателя, дымность увеличивается до максимального значения и дым из выпускной трубы поступает в дымомер.
d) Постоянная максимальная частота вращения двигателя: действие регулятора ограничивает ее нарастание. Максимальная частота вращения холостого хода должна удерживаться в течение определенного периода, после чего измерение дымности завершается.
е) Возвращение на режим минимальной частоты вращения холостого хода: испытатель получает указание отпустить педаль акселератора. Результат (например, максимальное значение) вычисляется по измеренным значениям дымности.