ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ШЛИФОВАНИЮ РЕЛЬСОВ
Выпущено по заказу ОАО "Российские железные дороги"
Указания разработали: 1-7 разделы - канд. техн. наук А.Ю.Абдурашитов (заведующий комплексным отделением ВНИИЖТ); 1-4 разделы - канд. техн. наук Л.Г.Крысанов (заведующий отделом ВНИИЖТ); 4-7 разделы - инж. В.М.Григорьев; подразд.4.3 - канд. техн. наук А.А.Шиладжян
В работе участвовали: стажер-исследователь Ю.С.Федорова (обработка результатов исследований); инж. И.В.Шишкина (обработка результатов исследований)
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель руководителя Департамента пути и сооружений МПС России В.М.Ермаков 27 декабря 2003 г.
Содержатся нормы и требования, обязательные для выполнения всеми работниками путевого хозяйства.
Нормы и требования настоящих Технических указаний должны применяться при шлифовании рельсов рельсошлифовальными поездами (РШП) с активными рабочими органами на существующих и перспективных участках железных дорог при раздельном и совмещенном движении грузовых, пассажирских и скоростных пассажирских поездов со скоростями до 200 км/ч.
Технические указания разработаны в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцией по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов, Инструктивными материалами по сварочно-наплавочным работам в путевом хозяйстве, Инструкцией по эксплуатации рельсошлифовальных поездов, Положением о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации (утв. МПС России 27.04.2001 г.).
В системе ведения рельсового хозяйства профильное шлифование в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Профилактическое шлифование позволяет предупредить появление дефектов поверхности катания, не допустить (или существенно отдалить) развитие в рельсах дефектов контактно-усталостного характера. Перечень устраняемых и уменьшаемых посредством шлифования дефектов рельсов включает следующие виды: волнообразные износы, седловины, пробоксовки, механические повреждения, расплющивания, смятия, пластические деформации головки, отслоения и выкрашивания металла на рабочей выкружке головки, сбитые концы рельсов в стыках, неровности в сварных стыках, дефекты вследствие нарушения технологии изготовления.
В результате удаления поверхностных дефектов снижаются вертикальные динамические силы, шум и вибрации, увеличивается срок службы рельсов, рельсовых скреплений и шпал, происходит существенное удлинение цикла выправки пути в плане и профиле. Кроме этого, уменьшаются расходы по содержанию и ремонтам подвижного состава и увеличиваются сроки его службы благодаря уменьшению усталости деталей и узлов.
Однако, для реализации преимуществ необходим комплексный и системный подход, основные положения которого включают:
четкое планирование работ на основании диагностирования фактического состояния продольного и поперечного профилей головки рельсов, причин их одиночного выхода;
разработку системы контроля состояния рельсов после шлифовки (соответствие полученного поперечного и продольного профилей заданным параметрам);
включение работ по шлифованию рельсов как заключительной операции в технологические процессы проведения ремонтов и выправки пути.
4.1. Оценка фактического состояния рельсов
4.1.1. Продольный профиль поверхности катания рельсов определяется посредством:
путеизмерительных вагонов (КВЛ-П2), оборудованных устройствами для измерения волнообразного износа поверхности головки рельсов;
тележек для индикации волнообразного износа рельсов (ТИВИР);
измерительного устройства рельсошлифовального поезда.
4.1.1.1. Основные контролируемые параметры:
глубина неровности (диапазон от -2,5 до +2,5 мм с погрешностью не более 3%);
длина неровности с подразделением на диапазоны - короткие (КН) от 0,03 м до 0,25 м; средние (СН) от 0,25 м до 1,5 м; длинные (ДН) от 1,5 м до 3,5 м.
4.1.1.2. Функциональные требования к средствам диагностики поверхности катания головки рельсов:
непрерывная запись результатов измерения с привязкой к пути;
просмотр на дисплее результатов измерения в функции пройденного пути непосредственно во время контроля и после него;
определение формы и глубины натурных неровностей и представление их в графическом или табличном виде;
просмотр и анализ результатов измерения на персональном компьютере в режиме постобработки;
возможность сравнения результатов измерения нескольких проходов измерительного средства по одному и тому же участку с совмещением результатов прохода на одном графике и получением количественных характеристик;
возможность получения результатов в табличном виде с выделением необходимых диапазонов длин неровностей по следующей форме:
Форма
Покилометровая ведомость оценки состояния поверхности катания головки рельсов
Перегон | станция | путь | ||||
Измерительное средство | ||||||
Км | Среднее значение/среднеквадратическое отклонение глубины неровностей | Обобщенный показатель (индекс) состояния поверхности катания рельсов, | ||||||
Длинные волны, | Средние волны, | Короткие волны, мм | ||||||
Правая нить | Левая нить | Правая нить | Левая нить | Правая нить | Левая нить | Правая нить | Левая нить | |
1 | 0,42/0,15 | 0,43/0,14 | 0,19/0,08 | 0,22/0,10 | 0,06/0,04 | 0,07/0,05 | 0,68 | 0,71* |
2 | ||||||||
3 |
Примечания. 1. Методика определения обобщенного показателя представлена в прил.1. 2. Цифровые данные приводятся в качестве примера.
Ф.И.О. | ||
архивирование и хранение результатов на разнообразных носителях информации с обеспечением возможности анализа состояния поверхности катания рельсов за несколько циклов измерений в графическом и табличном виде;
сопоставимость результатов измерений, получаемых различными путеизмерительными средствами, оборудованными системой для измерения неровностей;
до оснащения дистанций пути средствами измерения волнообразного износа делаются замеры при помощи метровой линейки (ГОСТ 427-75) и набора щупов (в соответствии с ТУ 2-34-0221197-011-91). В этом случае производится по 20 замеров каждого километра рельсовой нити на расстоянии не менее 2 м от стыков. За величину волнообразного износа принимается среднее значение из 20 замеров на данном километре по каждой рельсовой нити.
4.1.1.3. Значения глубины неровностей, после превышения которых при различных скоростных режимах движения поездов назначается шлифование рельсов (числитель), и значения, которые должны быть достигнуты при шлифовке (знаменатель), представлены в табл.4.1.
Таблица 4.1
Характеристика | Глубина неровностей | |||
При 60 км/ч и менее | При | При | При | |
Короткие, мм | 0,08/0,02 | 0,06/0 | 0,05/0 | 0,03/0 |
Средние и длинные, мм: | ||||
на базе 1,5 м | 0,8/0,3 | 0,7/0,2 | 0,6/0,15 | 0,4/0,10 |
на базе 1 м | 0,6/0,2 | 0,5/0,15 | 0,4/0,10 | 0,3/0,08 |
4.1.2. Поперечный профиль головки рельсов.
4.1.2.1. Основные контролируемые параметры - очертания поперечного профиля головки рельсов с погрешностью, мм, не более:
по вертикали 0,05;
по горизонтали 0,05.
4.1.2.2. Функциональные требования к средствам измерения поперечного профиля головки рельсов:
измерение и отображение поперечного профиля головки рельсов в реальном масштабе времени;
совмещение измеренного профиля на дисплее со стандартным и (или) ремонтным профилем;
определение разности сечений двух совмещенных профилей (например, до и после шлифовки);
автоматическое определение количественных характеристик вертикального и бокового износов;
масштабирование на экране;
хранение в системе стандартных и ремонтных профилей, с которыми сопоставляются измеренные;
наложение угловых координат;
распечатка профиля в заданной системе координат и масштабов в реальном режиме времени.
4.1.2.3. Для планирования работ по шлифованию определяется реальное очертание профиля головки рельсов.
4.1.2.4. Замеры профиля рельсов производятся с помощью измерительных устройств рельсошлифовального поезда. При этом снятие профилей производится по обеим рельсовым нитям: