2.1. Реставрация и консервация монументальной живописи осуществляются реставрационными организациями и физическими лицами только под контролем органов государственной охраны объектов культурного наследия на основании лицензии на данный вид работ.
2.2. Заказчиком реставрационных работ может быть государственный орган охраны памятников, пользователь, арендатор или собственник памятника.
2.3. Задание и разрешение на выполнение работ по реставрации монументальной живописи, являющейся памятником истории и культуры федерального значения составляются по форме и на основании "Временного порядка рассмотрения обращений заявителей и выдаче заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения", утвержденного Распоряжением Росохранкультуры N 10 от 15 декабря 2008 г.
Задание и разрешение на реставрацию монументальной живописи регионального значения оформляются в местных государственных органах охраны памятников.
2.4. Акт технического состояния памятника монументальной живописи составляется на основании визуального обследования памятника комиссией в составе представителей государственного органа охраны памятников и исполнителя реставрационных работ и включает в себя краткое описание состояния сохранности и выявленных причин разрушения.
2.5. Контроль за ходом реставрации осуществляется государственным органом охраны памятников. Контрольные функции выполняются реставрационной комиссией. В состав реставрационной комиссии входят опытные художники-реставраторы, историки искусства, архитекторы-реставраторы, другие специалисты соответствующего профиля, представители заказчика и генподрядчика (п.4.4 "Временного порядка рассмотрения обращений заявителей и выдаче заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения", утвержденного Распоряжением Росохранкультуры N 10 от 15 декабря 2008 г.).
2.6. Реставрация, консервация и связанные с консервационно-реставрационными работами исследования памятников, а также составление научно-реставрационной документации осуществляются за счет средств заказчика.
2.7. Исполнитель реставрационных работ может приступить к проведению работ на памятнике на основании следующего комплекта документов:
разрешения, выдаваемого органами охраны памятников;
задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
методики реставрации произведения монументальной живописи (см. пп.8.5-8.10);
договора заказчика с подрядчиком;
сметной документации.
2.8. В ходе реставрации задание может быть дополнено, уточнено или изменено. Изменение задания должно сопровождаться письменным обоснованием.
Уточнения к заданию могут вноситься реставрационной комиссией без дополнительных согласований и утверждений, если это не влечет удорожания стоимости работ. Четко сформулированные уточнения к заданию фиксируются протоколом реставрационной комиссии.
2.9. Для определения объемов работ проводятся натурные обследования и обмеры произведения монументальной живописи. Результаты натурного обследования сводятся в ведомости объемов работ, дополняемой необходимыми объемами на научно-исследовательские, архивные и лабораторные работы, на фиксацию реставрационных процессов и составление отчетной документации.
Ведомость объемов работ составляется исполнителем по установленной форме, согласовывается с заказчиком и передается для составления сметы.
2.10. Подрядчик составляет сметную документацию и передает её заказчику для экспертизы и утверждения.
Сметная документация утверждается с заказчиком и передается подрядчику до начала реставрационных работ для заключения договора (контракта).
2.11. В договоре (контракте), подписанном заказчиком и подрядчиком, оговариваются условия выполнения работ, порядок финансирования, формы отчетности, сроки начала и окончания работ. К договору (контракту) прилагаются сметы и график работ.
2.12. При выполнении работ, не предусмотренных действующими расценками (изменение технологии процессов, внедрение новых материалов и др.), допускается применение норм по аналогии или составление единичных расценок, оформленных в установленном порядке.
2.13. Руководитель реставрационных работ по монументальной живописи, а также ответственные исполнители на объекте несут ответственность за профессиональный уровень проводимых работ, за правильную их организацию в соответствии с требованиями данной Инструкции, за соблюдение утвержденной методики реставрационных работ.