Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54095-2010 Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин

Приложение А
(справочное)

Перечень некоторых способов использования покрышек, завершивших жизненный цикл, целых, в разрезанном или прессованном виде

А.1 Введение

Отработавшие шины могут быть экологически безопасно утилизированы в целом виде, в разрезанном или измельченном виде следующими способами:

- строительство гражданских сооружений (например, при создании аварийных заграждений; барьеров на автостраде, разделяющих полосы с противоположным направлением движения; звукопоглощающих ограждений, шлюпочных кранцов на стенках причалов в гаванях и портах (см. ASTM D6270-08е1 [11]);

- укрепление берегов и волнорезы;

- изоляция при возведении фундаментов и строительстве оснований дорог;

- укрепление крутых откосов вдоль обочин дорог;

- производство покровных материалов для сельского хозяйства и обустройства полигонов;

- создание искусственных рифов, например для защиты нерестилищ;

- изготовление настилов, ковриков, помостов, отбойных приспособлений на причалах, звукопоглощающих приспособлений, опорных вкладышей для землеройных машин, крепежа для шахт и колодцев, элементов тормозной системы, элементов легких мягких резервуаров, аксессуаров одежды и обуви (ремней, дамских сумочек, обувной подошвы) после удаления бортов покрышки (только в разрезанном виде);

- строительство временных дорог для движения тяжелой строительной техники;

- создание резервуаров или желобов для воды в ирригационных системах.

А.2 Восстановительный ремонт

Привлекает своей высокой экономичностью и считается наиболее эффективным способом переработки отработавших шин. Подсчитано, что цена восстановленной шины на 40%-55% ниже новой. Однако этот метод не является решением проблемы, так как, с одной стороны, качественные характеристики восстановленных покрышек все же оставляют желать лучшего и, с другой стороны, рано или поздно восстановленная шина выходит из строя и ее приходится ликвидировать тем или иным способом.

А.3 Использование целых отработавших шин

Отработавшие шины могут быть применены для создания искусственных рифов, амортизирующих барьеров на дорогах, шумопоглощающих ограждений, для обустройства детских площадок и пр. Такой способ применения не может быть комплексным решением проблемы утилизации отработавших шин, так как используют очень малые их количества.


Таблица А.1 - Примеры использования целых отработавших шин в гражданском строительстве

Вид использования

Количество отработавших шин

Удельное количество на единицу конечной продукции

Пористые битуминозные добавки

2500 шт.

На 1 км дороги

Звукоизолирующие ограждения

20000 шт.

На 1 км ограждения, имеющего трехметровую высоту

Поверхность игровых площадок

1400 шт.

На игровую площадку (в среднем 500 м)

Защитная поверхность игровых площадок

300 шт.

На игровую площадку (в среднем 50 м)

Спортивные площадки

6000 шт.

На 6000 м площадки

Теннисные корты

700 шт.

На 680 м (включая окаймление)

Дорожки и напольные покрытия в закрытых помещениях

1300 шт.

На 1000 м спортивного зала

Основания трамвайных путей

2000 шт.

На 1 км

Линии метрополитена

2000 шт.

На 1 км

Цементные печи

2,5 т

За 1 ч

Выработка электроэнергии

150-675 т

За 1 мес

Примечание - Количество отработавших шин зависит от спецификации производителя.



А.4 Переработка в качестве вторичных материальных ресурсов

А.4.1 Дробление в резиновую крошку

Из резиновой крошки и битума получают рулонные, мастичные и другие материалы в основном для гидроизоляции строительных конструкций. Другое перспективное направление использования тонко измельченной резиновой крошки - дорожное строительство. Добавка крошки в асфальтобетонное покрытие повышает коэффициент сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием, снижает так называемые потери на качение, что, в свою очередь, сокращает расход топлива и количество вредных выбросов в атмосферу, улучшая экологическую обстановку в районах автомобильных дорог. Другие направления использования: в качестве дренажного слоя при обустройстве футбольных полей с искусственным травяным покрытием; создание покрытий и изделий на основе полиуретанового связующего (такие покрытия применяют при строительстве беговых дорожек и спортивных площадок, а плиты на основе полиуретана и резиновой крошки широко применяют при благоустройстве детских игровых площадок во дворах жилых комплексов и школ). Один из самых экономически эффективных методов использования резиновой крошки - ее возврат в резиновые смеси при производстве новых шин. Металлокорд, текстильный и капроновый корды поступают в отходы. Недостаток технологии - образование большого количества отходов, составляющих до 40%-45% массы перерабатываемых шин. Наиболее распространен механический способ дробления.


Таблица А.2 - Примеры технологий дробления в резиновую крошку (получение гранул)

Параметр

Измельчение

Механическое при температуре окружающей среды

Физико-химическое

Механическое при низкой температуре (криогенная технология)

Исходный продукт

Отходы производства шин

Шины, отходы производства протекторов покрышек

Шины, производственные отходы при измельчении шин

Доступность ресурса, т/год

20000

15000

2000
(дополнительный ресурс - азот)

Энергия, (кВт·ч)/т

125

120

150

Размер получаемой фракции, мм

Менее (25±0,5)

0,425360

Менее (5±0,5)

Выбросы

: 0.

: 0.

Пыль: 0,2 кг/ч

: 0.

: 0.

Пыль: 0,2 кг/ч

: 0.

: 0.

Пыль: 50 мг/м

Численность занятых, человек в смену

5-6

5-6

5-6

Производственный процесс, стадий

3

2

4 (включая предварительную обработку)

Техническое обслуживание, текущий ремонт и т.д.

Ножи, диски и т.д.

-

Азот

Необходимые инвестиции, баллы

2

2-4

4-5

Примечание - В пятибалльной шкале 5 означает самые высокие первоначальные инвестиции, т.е.:

1 - простой шредер;

2 - механический гранулятор (простой процесс);

3 - механический гранулятор с дополнительными устройствами для сепарации;

4 - основное криогенное или пиролизное оборудование, тепловая энергия для сепараторов/смесителей в случае физико-химического измельчения;

5 - сложное многоступенчатое пиролизное или криогенное оборудование.

Содержание обработанного материала в 1 т шин

Продукт

Содержание, %

Потери продукта на 1 т исходного материала, %

Нарезанный на куски (несепарированный)

95

5

Нарезанный на куски (с удаленным металлическим и текстильным кордом)

70

30

Гранулят (зависит от размера)

50-60

40-50

          

Гранулирование - основной процесс рекуперации отработавших шин. При этом получают гранулы различных размеров, которые используют для изготовления:

- композиционных смесей, применяемых в резинотехнической промышленности в различных целях;