5.1 Установлены следующие способы продления жизненного цикла частично использованных покрышек:
- наложение нового протектора (для всех типов покрышек);
- повторная проточка канавок протектора грузовых автомобилей (способ неприменим для покрышек легковых автомобилей, так как не обеспечивает достаточной глубины протектора).
5.1.1 Наложение нового протектора позволяет повторно использовать покрышку на 80%.
5.1.2 Отобранные неповрежденные покрышки легковых и грузовых автомобилей продают компаниям, занимающимся наложением протекторов.
5.1.3 То, что осталось от первоначального протектора, снимают при шлифовке, а новый протектор накладывают на корпус покрышки посредством вулканизации.
5.1.4 Производство восстановленных покрышек в странах ОЭСР - хорошо развитая отрасль промышленности.
5.2 Когда покрышки приходят к завершению своего жизненного цикла и их повторное использование в качестве частично изношенных изделий невозможно, покрышки попадают в систему переработки отходов.
5.2.1 Восстановление и возможное конечное размещение использованных покрышек следует осуществлять ресурсосберегающими и экобезопасными способами.
5.2.2 Использование покрышек - предмет внимания соответствующей службы сбора отходов. В большинстве случаев отдельно отобранные покрышки, завершившие жизненный цикл, обладают самостоятельной ценностью для других способов использования и необязательно предназначены к захоронению.
5.2.3 Способы обращения с покрышками, завершившими жизненный цикл, могут значительно различаться в зависимости от местных экономических и производственных условий. При этом различают:
- повторное использование покрышек;
- использование материалов, получаемых из покрышек;
- получение энергии при сжигании покрышек;
- захоронение покрышек.
Непосредственное захоронение покрышек, завершивших жизненный цикл, следует использовать только при отсутствии экономически приемлемых возможностей использования других способов. В некоторых странах захоронение покрышек, завершивших жизненный цикл, запрещено.
5.2.4 Повторное использование покрышек
5.2.4.1 Покрышки, завершившие жизненный цикл, целые покрышки, разрезанные или прессованные могут быть использованы многими экобезопасными способами, учитывающими их фасонные, звукопоглощающие и ударопоглощающие свойства, а также особенности материалов.
5.2.4.2 Оборудование для производства разрезанных или прессованных резиновых частей экономически доступно для организаций.
5.2.5 Одним из примеров эффективного повторного применения может служить использование целых покрышек для укрепления берегов.
5.2.5.1 Целые покрышки успешно используют при создании искусственных рифов и эрозионных барьеров, волнорезов и волноломов. Искусственные рифы показали свою эффективность в качестве недорогого средства защиты биологического разнообразия моря посредством создания убежища наряду с улучшением циркуляции воды.
5.2.5.2 Покрышки, наполненные цементом, часто используют для создания основы фундаментов.
5.2.5.3 В морских и пресноводных гаванях покрышки используют в качестве шлюпочных кранцев, гасящих удары движущихся судов, защищая их корпуса и молы, особенно во время штормов.
5.2.5.4 Отработавшие покрышки - недорогое средство, поскольку их использование не предполагает трудоемких строительных работ, а используемые материалы дешевы.
5.2.5.5 Покрышки, как правило, не требуют дорогостоящей забивки свай и подготовительных работ перед их использованием, например в строительно-дорожных работах.
5.2.5.6 Разрезанные покрышки также используют в качестве основного материала при берегоукреплении, восстановлении после эрозии и предотвращении эрозии, в особенности в местах с быстрым течением.
5.2.6 Приложение А содержит перечень некоторых способов использования покрышек, завершивших жизненный цикл, как целых, так и в разрезанном или прессованном видах.