4.1 Идентификация отработавших покрышек и ресурсосберегающее, экобезопасное обращение с ними
4.1.1 Отработавшие покрышки перевозят по всему миру. Значительная часть использованных покрышек может быть повторно использована в своем основном качестве.
4.1.2 Большинство стран допускают импорт использованных покрышек для непосредственного повторного использования или для восстановления, но не допускают импорта использованных покрышек, которые нельзя использовать повторно или восстановить.
4.1.3 Для выдачи разрешения на импорт использованных покрышек важна идентификация различных категорий использованных покрышек. В настоящем разделе описаны различия между различными категориями использованных покрышек в зависимости от направления их использования.
4.1.4 Категории отработавших покрышек установлены в 4.1.4.1-4.1.4.3.
4.1.4.1 Отработавшие покрышки, которые официально повторно используют по первоначальному предназначению
Подобные покрышки называют частично изношенными. Подобные покрышки можно в дальнейшем использовать в качестве покрышек, поскольку остается минимально допустимая глубина протектора и износ покрышки при условии проверки структурной надежности протектора не влияет на ее безопасное и надлежащее использование. Подобные покрышки должны соответствовать дорожным спецификациям страны, в которой планируют их использование. В некоторых странах установлена минимальная глубина протектора частично изношенных покрышек легковых автомобилей 1,6 мм для продажи покрышек в целях последующего использования.
4.1.4.2 Отработавшие покрышки, которые не могут быть использованы по первоначальному предназначению, но подходят для восстановления
Вне зависимости от наличия или отсутствия глубины протектора, достаточной для последующего использования покрышки по первоначальному предназначению при условии сохраненной структурной целостности покрышки, она может быть восстановлена наложением нового проектора на корпус покрышки посредством вулканизации. Таким образом использованная покрышка становится восстановленной покрышкой.
4.1.4.3 Отработавшие покрышки, которые не могут быть использованы по первоначальному предназначению и не подходят для восстановления протектора, определяют как изношенные. Подобные покрышки называют завершившими жизненный цикл. К ним относятся покрышки, не соответствующие требованиям, необходимым для повторного использования или восстановления. Подобные покрышки не допускают к использованию вследствие их возраста или разрушения каркаса, или износа сверх установленных уровней. Поскольку подобные покрышки не подходят для повторного использования или восстановления, они могут быть использованы в качестве сырья в других производствах или могут быть предназначены для конечного размещения.
4.1.5 В зависимости от размера и способа использования покрышки отличаются дизайном, конструкцией и массой. Например, масса использованной покрышки легкового автомобиля составляет около 6,5 кг, а покрышки грузового автомобиля - около 53 кг. Значения массы других видов покрышек приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Значения масс различных автомобильных покрышек легковых и грузовых автомобилей
Тип автомобиля | Масса шины, кг | Количество шин на 1 т |
Легковой пассажирский автомобиль | 6,5-9 | 54-100 |
Легковой автомобиль общего назначения | 11 | 91 |
Грузовой автомобиль | 50 | 20 |
Автопоезд | 55-80 | 12-18 |
Сельскохозяйственная машина | 100 | 10 |
4.1.6 Химический состав покрышек
Около 80% массы покрышек легковых автомобилей и около 75% массы покрышек грузовых автомобилей составляет резиновая смесь. Химические составы покрышек разных производителей очень близки.
В таблице 2 показан состав покрышек легковых и грузовых автомобилей.
Таблица 2 - Сравнение состава покрышек легковых и грузовых автомобилей в Европейском союзе
Материал | Содержание в покрышках, % | |
для легковых автомобилей | для грузовых автомобилей | |
Резина/эластомеры | 47 | 45 |
Технический углерод | 21,5 | 22 |
Металлы | 16,5 | 25 |
Текстиль | 5,5 | - |
Оксид цинка | 1 | 2 |
Сера | 1 | 1 |
Присадки | 7,5 | 5 |
Примечание - В некоторых типах шин часть технического углерода может быть заменена на диоксид кремния. |
Около 1,5% массы покрышек составляют химические элементы или их смеси, которые находятся в резиновой смеси или представляют собой легирующие добавки и перечислены в Приложении 1 к Базельской конвенции [7].
Таблица 3 - Опасные составляющие отходов согласно Базельской конвенции [7]
Составляющие отходов | Химическое наименование | Примечание | Содержание, масс. % |
Y22 | Соединения меди | В шине входят в состав сплавов металлического армирующего материала (металлокорда) | Приблизительно 0,02 |
Y23 | Соединения цинка | В шине имеется оксид цинка, зафиксированный в резиновой матрице | |
Y26 | Кадмий | В шине имеется на следовом уровне, в виде соединений кадмия, присутствующих в оксиде цинка в виде сопровождающих субстанций | Максимально 0,001 |
Y31 | Свинец, соединения свинца | В шине имеется на следовом уровне, присутствующем в оксиде цинка в виде сопровождающих субстанций | Максимально 0,005 |
Y34 | Кислые растворы или кислоты в твердой форме | Стеариновая кислота в твердой форме | Приблизительно 0,3 |
Y45 | Галогенорганические соединения, за исключением веществ, выделенных в приложении к [9] | Галогенный бутилкаучук (тенденция к уменьшению) | Максимально 0,10 |
4.1.7 Низшая теплота сгорания покрышек составляет 32-34 МДж/кг. Теплота сгорания 1 т отработавших покрышек эквивалентна теплоте сгорания 1 т качественного угля или 0,7 т жидкого топлива, т.е. отработавшие покрышки обладают высоким теплотехническим потенциалом для их использования в качестве топлива, поскольку они состоят в основном из продуктов переработки нефти. Сравнение энергосодержания покрышек, ископаемого топлива и других видов топлива приведено в таблице 4.
Таблица 4 - Сравнение энергосодержания покрышек, ископаемого топлива и других видов топлива