Отходы и обращение с ними - серьезная экологическая проблема планетарного масштаба. Технологии сжигания отходов можно рассматривать в качестве меры предупреждения экологических угроз, связанных с увеличением образования потоков отходов, утилизацию которых не производят или производят экологически опасным образом. В то же время в процессе эксплуатации МСУ образуются выбросы/сбросы и потребляется энергия, количественные показатели которых зависят от конструкции установок и режима их эксплуатации.
Потенциальное воздействие МСУ на окружающую среду может быть классифицировано следующим образом:
- технологические выбросы в атмосферу, поступление в атмосферу летучих ароматных веществ и сбросы в водные объекты;
- образование технологических остатков после сжигания;
- технологический шум и вибрация;
- потребление и производство энергии;
- потребление сырья (реагентов);
- летучие нестойкие выбросы (главным образом, в местах хранения отходов);
- риски при хранении, погрузочно-разгрузочных операциях и обработке опасных отходов.
Настоящий стандарт распространяется на различные отходы (например, отходы I-IV классов опасности, муниципальные отходы и др.), которые отличаются широким спектром особенностей, различаясь по размерам макрочастиц, калорийности, влагосодержанию, зольности, виду и концентрации загрязняющих веществ.
При применении НДТ, представленных в настоящем стандарте, следует обосновывать практическую применимость методов. В Статье 9 (4) Директивы 96/61/ЕС [1] установлено, что условия выдачи комплексного природоохранного разрешения должны быть основаны в общем случае на НДТ без указания на использование определенной технологии, но с учетом технических особенностей конкретной установки, ее географического местоположения и условий окружающей среды.
Выбросы в атмосферу МСЗ - предмет специального регулирования в ЕС. Нормативные документы содержат ПДВ для определенного количества веществ и соединений, а Директива 2000/76/ЕС [4] содержит положения об условиях эксплуатации МСЗ и предельные показатели выбросов в атмосферу.
При рассмотрении ПДВ и оценки экологической эффективности НДТ (с учетом уровней выбросов/ сбросов, достигаемых при внедрении НДТ) необходимо учитывать следующее:
- выбросы/сбросы и уровни результативности, достигаемые при использовании НДТ, могут отличаться от ПДВ или ПДС;
- в 27 государствах - членах ЕС, где эти вопросы находятся в компетенции национальных или местных властей, установление ПДВ, ПДС и их практическое применение осуществляют разными способами;
- приведенные в настоящем стандарте показатели выбросов и уровень результативности - ориентировочные эксплуатационные характеристики, ожидаемые от использования НДТ;
- соблюдение законодательных требований в части ПДВ и ПДС, установленных в комплексных природоохранных разрешениях и нормативных документах, приводит к эксплуатационным характеристикам, меньшим ПДВ;
- на конкретной установке понижение уровня выбросов/сбросов в случае применения НДТ, возможно, не будет наилучшим решением, если принять во внимание экономические аспекты и комплексное воздействие на окружающую среду. Поэтому не следует ожидать, что установка, для которой характерны самые низкие параметры выбросов, относится к НДТ.
В различных нормативных правовых и нормативных документах, относящихся к сжиганию и используемых в контрактах на поставки оборудования, устанавливают ПДВ и ПДС в расчете на минимальные уровни экологической эффективности оборудования, достигаемые при максимально неблагоприятных возможных эксплуатационных режимах. Это приводит к ситуации, когда на некоторых МСЗ при фактической эксплуатации МСУ выбросы в атмосферу оказываются значительно ниже ПДВ и ПДС, установленных в нормативных документах.
Важно учитывать различие между выбросами/сбросами в процессе эксплуатации, которые характерны для НДТ, и более высокими ПДК, которые учитывали при оценке результативности (пример приведен в приложении Б).