Сжигание используют для ликвидации и утилизации различных видов отходов. Обычно сжигание - лишь часть комплексной системы ресурсосберегающего и экологически безопасного обращения с отходами, направленной на ликвидацию отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности человека.
Быстрое технологическое развитие, наблюдаемое в течение последних 10-15 лет, оказало влияние и на развитие сектора сжигания отходов. Большинство изменений было связано с развитием законодательной базы, применяемой в промышленном секторе, что повлекло за собой, в частности, необходимость сокращения выбросов в атмосферу, образующихся в результате работы отдельных промышленных установок. Оптимизация технологических процессов идет непрерывно, и в настоящее время в секторе сжигания отходов разрабатывают технологии с улучшенными экономическими (более низкая стоимость по сравнению с традиционными) и экологическими (более высокая экологическая эффективность) характеристиками.
Основная цель сжигания отходов (как и большинства других методов обработки отходов) - обработка отходов в целях сокращения их объема и снижения степени их опасности с одновременным улавливанием и соответственно концентрированием или разрушением потенциально опасных веществ. Процессы сжигания отходов также позволяют использовать отходы в качестве вторичных ресурсов (энергетических и материальных).
Европейские справочники по наилучшим доступным технологиям были созданы во исполнение требований Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" [1]. Директива 96/61/ЕС [1] ввела в нормы европейского права понятие "наилучшие доступные технологии" (НДТ) и установила процедуру выдачи разрешений на право хозяйственной деятельности с учетом модели технологического нормирования.
Примечание - В настоящее время эта директива заменена кодифицированной версией - Директивой Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений".
Статья 16 (2) Директивы 96/61/ЕС [1] содержит норму, в соответствии с которой Европейская комиссия должна организовывать "обмен информацией между государствами - членами ЕС и отраслями промышленности, заинтересованными во внедрении НДТ, и проводить связанный с этим обменом мониторинг и развитие в данной области", а также публиковать результаты этого информационного обмена.
На уровне ЕС было принято решение учредить Европейское бюро по комплексному предупреждению и контролю загрязнений (EIPPCB) (далее - Европейское бюро), под эгидой которого был организован Форум по обмену информацией в области наилучших доступных технологий, а также были сформированы специализированные отраслевые технические рабочие группы, каждая из которых занимается подготовкой и актуализацией справочников по НДТ для определенной отрасли промышленности из числа указанных в приложении I "Виды производственной деятельности, упоминаемые в Статье 1" к Директиве 96/61/ЕС [1].
При разработке и актуализации справочников по НДТ Европейское бюро работает в тесном контакте с Институтом перспективных технологических исследований (IPTS) (Испания, г.Севилья), являющимся европейским центром по вопросам определения НДТ.
Таким образом, начиная с 1996 г., в Европейское бюро стали поступать сведения о НДТ. Эти сведения предоставлялись государствами - членами ЕС, а также европейскими промышленными объединениями и ассоциациями. На основе анализа полученной информации технические рабочие группы разработали серию справочников по НДТ для различных отраслей промышленности. Один раз в пять лет эти справочники актуализируют с учетом достижений научно-технического прогресса.
Европейские справочники по НДТ (англ. BREFs, англ. Best available techniques REFerence document - справочный документ о наилучших доступных технологиях) представляют собой документы, содержащие пошаговое описание НДТ для каждой из отраслей промышленности, перечисленных в Приложении I "Виды производственной деятельности, упоминаемые в Статье 1" к Директиве [1]. Эти справочники используют компетентные органы при выдаче хозяйствующим субъектам природоохранных разрешений на право хозяйственной деятельности, а также сами хозяйствующие субъекты при формировании своей экологической политики.
В области обращения с отходами разработаны два специальных справочника ЕС: "Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Сжигание отходов. Август 2006 г." [2] и "Европейская комиссия. Комплексное предупреждение и контроль загрязнений. Справочное руководство по наилучшим доступным технологиям. Обработка отходов. Август 2006 г." [3]. Кроме того, вопросы обращения с отходами рассмотрены во всех справочниках ЕС, адресованных конкретным отраслям промышленности. Справочник ЕС [2] относится к сжиганию исключительно отходов и не распространяется на совместное сжигание отходов с другими энергоносителями. При подготовке Справочника [2] принимались во внимание положения Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2000/76/ЕС от 4 декабря 2000 г. "О сжигании отходов" [4].
Во время подготовки Справочника ЕС [2] использовались статистические данные на период до 1 января 2004 г.:
- в 15 государствах - членах ЕС сжигают примерно 20%-25% твердых бытовых отходов (ТБО), а общий объем образования ТБО составляет почти 200000000 т/год;
- в отдельных 15 государствах - членах ЕС доля ТБО, обработку которых осуществляют путем сжигания, колеблется в пределах от 0% до 62%;
- общее количество мусоросжигательных установок (МСУ), эксплуатируемых в 15 государствах - членах ЕС, превышает 400 единиц;
- средняя пропускная способность МСУ в отдельных 15 государствах - членах ЕС колеблется в пределах от 0 до более чем 550 кг на душу населения;
- в ЕС средняя пропускная способность одной МСУ составляет немногим менее 200000 т/год;
- средняя пропускная способность одной МСУ варьируется в отдельных государствах - членах ЕС. Наименьшая средняя пропускная способность установки составляет 60000 т/год, а наибольшая достигает почти 500000 т/год;
- примерно 12% опасных отходов, образующихся в 15 государствах - членах ЕС, подвергают сжиганию (общий объем образования опасных отходов достигает почти 22000000 т/год).
В течение последующих 10-15 лет ожидается увеличение количества МСУ в связи с поиском альтернативных вариантов обращения с отходами, отличных от размещения на полигонах, что связано с внедрением в национальное законодательство норм Директивы 1999/31/ЕС "О захоронении отходов на полигонах" [5].
Все отраслевые справочники по НДТ имеют, как правило, унифицированную структуру и содержат:
- законодательные аспекты;
- сведения о развитии конкретной отрасли промышленности в ЕС (количество сооружений, сроки их введения в эксплуатацию, параметры, географическое распределение, производительность и экономические показатели), краткий обзор ключевых экологических проблем, характерных для отрасли;
- технологическое описание производственных процессов (начиная с добычи сырья и кончая транспортированием готовой продукции); данные о выбросах/сбросах, образовании отходов, потреблении сырья и энергии на протяжении всего производственного цикла;
- методологию определения НДТ, позволяющую пошагово рассмотреть несколько технологий и сделать вывод о том, какую из них следует считать наилучшей доступной;
- краткое описание НДТ для отрасли с указанием того, что НДТ можно также считать часть оборудования (сооружения) или метод, с помощью которого осуществляют обслуживание оборудования, или же просто операционную процедуру;
- оценку возможных экологических преимуществ при внедрении НДТ. Приводят данные не только о потенциальном сокращении выбросов/сбросов и образовании отходов, но и о взаимовлияниях выбросов/ сбросов и их перекрестных воздействиях на природные среды при внедрении НДТ;
_______________