4.3.1 Общие положения
Первым основным этапом при составлении плана отбора проб является определение набора требований к операциям для того, чтобы написать инструкции для операторов, осуществляющих отбор и проверку проб. В инструкциях должны быть отражены все проблемы, которые могут возникать при отборе проб.
Важно, чтобы инструкции, которые получают операторы, были простыми, понятными и допускали только одну интерпретацию. Инструкции в письменном виде должны составлять специалисты по отбору проб и только после осмотра места отбора. В них должны быть даны ссылки на настоящий стандарт. В инструкциях по отбору проб должны быть отражены вопросы, перечисленные ниже и более подробно описанные в 4.3.2-4.3.6:
a) топливо, подлежащее опробованию, и условия отбора проб;
b) систематическая погрешность результатов;
c) прецизионность результатов опробования;
d) объем партии и число подпартий;
e) метод отбора проб;
f) требования к пробам для проведения конкретных испытаний;
g) количество точечных проб;
h) масса пробы.
4.3.2 Топливо, подлежащее опробованию, и условия отбора проб
Первым этапом составления плана является идентификация опробуемого топлива, из которого планируется осуществлять отбор проб. Пробы могут потребоваться для технической оценки, управления технологическим процессом или технологического контроля, для контроля качества топлива, а также по коммерческим причинам как для производителя и/или продавца, так и для покупателя. Необходимо точно выяснить, на каком этапе в процессе обращения с топливом может потребоваться его проба, а также составить соответствующий практически осуществимый план опробования. В некоторых случаях отбор проб в наиболее предпочтительном месте на практике оказывается невозможным, тогда потребуется осуществимый на практике альтернативный вариант действий, позволяющий отобрать представительную пробу.
Условия, требующие обязательного учета при составлении плана отбора проб вручную:
a) свойства топлива, например содержание мелочи, наличие комковатости и, более конкретно, номинальный размер кусков, сухое топливо или влажное;
b) местоположение и система загрузки/выгрузки;
c) транспортные средства/конвейеры;
d) место отбора пробы в процессе обращения с топливом и с учетом условий контракта и практической реализации контрольной выборки;
е) риски для безопасности человека.
4.3.3 Деление партий
Партия топлива может быть опробована целиком с результатом оценки ее качества на основании анализа одной пробы или может быть разделена на подпартии для отбора проб от каждой части весом не более 10000 т каждая. Например, топливо отгружаемое или доставляемое за период времени в виде груза.
Такое деление партии на подпартии может быть необходимо для следующих целей:
a) достижения требуемой прецизионности (вычисленной в соответствии с 4.5);
b) сохранения целостности пробы, что позволяет избежать систематической погрешности, которая может возникать в результате потери влаги из-за пребывания пробы в течение некоторого времени в ненадлежащих условиях или в результате снижения теплоты сгорания вследствие окисления топлива;
c) создания благоприятных условий для отбора проб в течение длительного времени, например, на основе рабочей смены;
d) поддержания масс проб в управляемом состоянии с учетом максимальной грузоподъемности;
e) идентификации разных компонентов смеси топлив, если партия состоит из углей разных видов в пределах одной партии.
4.3.4 Систематическая погрешность результатов