ГОСТ Р 54326-2011
Группа Д59
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРУЖИНЫ РЕССОРНОГО ПОДВЕШИВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Метод испытаний на циклическую долговечность
Springs of spring suspension of the railway rolling stock. Method of fatigue life tests
ОКС 45.060
ОКП 31 8000
Дата введения 2012-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июня 2011 г. N 111-ст
4 В настоящем стандарте полностью реализованы требования технических регламентов "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" в части метода проверки подтверждения показателей циклической долговечности применительно к объекту технического регулирования - пружинам рессорного подвешивания железнодорожного подвижного состава
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт устанавливает метод испытаний на циклическую долговечность пружин.
Требования настоящего стандарта распространяются на цилиндрические винтовые пружины сжатия (далее - пружины) из стали круглого сечения, работающие при продольных и комбинированных (продольных и поперечных) нагрузках в рессорном подвешивании железнодорожного подвижного состава.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р 52944-2008 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения
ГОСТ 8.050-73 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормальные условия выполнения линейных и угловых измерений
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 25.507-85 Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы испытаний на усталость при эксплуатационных режимах нагружения. Общие требования
ГОСТ 1452-2011 Пружины цилиндрические винтовые тележек и ударно-тяговых приборов подвижного состава железных дорог. Технические условия
ГОСТ 23207-78 Сопротивление усталости. Основные термины, определения и обозначения
ГОСТ 25346-89 Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 52944, ГОСТ 1452, ГОСТ 23207 и ГОСТ 25346, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 тарирование: Испытание пружин статическими нагрузками с целью построения зависимости величины деформации от нагрузки.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
- диаметр прутка пружины, мм;
- средний диаметр пружины, мм;
- наружный диаметр пружины, мм;
- внутренний диаметр пружины, мм;
- высота пружины под расчетной статической нагрузкой от массы надрессорного строения единицы железнодорожного подвижного состава, мм;
- минимальная высота, соответствующая максимальной продольной (осевой) деформации (прогибу) пружины под пробной нагрузкой, мм;
- число рабочих витков пружины;
- расчетная статическая нагрузка на пружину, кН;
- пробная нагрузка, кН;
- амплитуда нагрузки при циклических испытаниях, кН;
- продольная деформация (прогиб) пружины под расчетной статической нагрузкой , мм;
- амплитуда деформации цикла при испытаниях пружины, мм;
- касательное напряжение кручения на внутренней поверхности витка пружины, возникающее при приложении силы , МПа;
- амплитуда напряжений цикла при испытаниях на базе 0,5·10 циклов нагружения, МПа;
- предельная амплитуда напряжений цикла при испытаниях на базе 6·10 циклов нагружения, МПа;
- текущее значение амплитуд напряжений цикла при испытаниях на базе 6·10 циклов, МПа;
- амплитуда напряжений (модальное значение) от динамической нагрузки в эксплуатации;
- индекс пружины;
- коэффициент, учитывающий кривизну витка;
- коэффициент влияния действительных размеров поперечного сечения прутка на сопротивление усталости при числе циклов нагружения ;
- коэффициент влияния действительных размеров поперечного сечения прутка на сопротивление усталости при числе циклов нагружения ;
- коэффициент влияния состояния поверхности прутка и глубины обезуглероженного слоя на сопротивление усталости;
- коэффициент влияния поверхностного упрочнения пружины на сопротивление усталости;
- расчетный коэффициент динамики пружины;
- коэффициент запаса прочности по усталости;
- контрольное число циклов нагружения (деформаций); 0,5·10. Применяется при периодических и сертификационных испытаниях;
- число циклов нагружения (деформаций); 6·10 с построением кривой усталости. Применяется при приемочных и типовых испытаниях.
4.1 Оборудование и организация рабочих мест при испытаниях пружин должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, а сигнальные цвета и знаки безопасности, информирующие и обращающие внимание обслуживающего персонала на потенциальную или действительную опасность, - ГОСТ Р 12.4.026.
4.2 Освещенность помещения при испытаниях должна быть не менее 400 лк.
4.3 Зона размещения пружин на испытательной установке для циклических испытаний должна быть оборудована ограждением, защищающим от осколков в случае их образования при изломе пружины.
5.1 Сущность метода заключается в нагружении продольной циклической нагрузкой пружин, предварительно сжатых расчетной статической нагрузкой, до достижения определенного числа циклов напряжений (деформаций) или излома пружины (база испытаний или ).
5.2 Параметры цикла нагружения (амплитуды напряжения или деформации) рассчитывают, исходя из действительных размеров пружин (, ), статической нагрузки, действующей на них, а также технологии обработки прутков и упрочнения поверхности готовых пружин.
Перед измерениями размеров, перед статическими и циклическими испытаниями пружины должны быть размещены в помещении с температурой от 15 °С до 30 °С в течение четырех часов. Измерения размеров пружин проводят при одинаковой температуре пружины и измерительных средств. Отклонения размеров пружины от номинальных не должны превышать установленных в конструкторской документации на допуски при условии, что измерения проводят при нормальных условиях проведения линейных и угловых измерений в соответствии с ГОСТ 8.050, а погрешности измерений не превышают значений, установленных в ГОСТ 8.051.