4.3.1.1. Рулевое устройство судна должно удовлетворять требованиям правил Речного Регистра РСФСР и обеспечивать надежное управление судном.
4.3.1.2. Капитан самоходного судна (на несамоходном - шкипер) должен систематически, не реже одного раза в неделю, осматривать рулевое устройство и проверять исправность всех его деталей и узлов. В случае касания судном грунта или удара рулем (насадкой) должен быть произведен внеочередной осмотр.
При осмотрах рулевого устройства и технических уходах за ним необходимо следить за смазкой всех трущихся частей и исправностью деталей крепления и соединения рулевого устройства, а у гидравлического рулевого устройства - за наличием рабочей жидкости в гидравлической системе, плотностью соединений и исправностью уплотняющих элементов, проверять предохранительные клапаны.
Осмотр и обслуживание электрооборудования рулевого устройства должны производиться в объемах и в сроки, предусмотренные графиками технических уходов, составляемыми в соответствии с действующими правилами обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним.
Результаты осмотра и исправность действия рулевого устройства должны быть отражены в вахтенном журнале.
4.3.1.3. Перед каждым выходом судна в рейс и перед входом судна в канал или в зашлюзованную систему вахтенный начальник должен осмотреть и проверить в действии рулевое устройство.
Результаты осмотра и проверки должны быть отражены в вахтенном журнале.
4.3.1.4. Выпускать судно в эксплуатацию при неисправном рулевом устройстве (за исключением судов, эксплуатация которых предусмотрена без рулевого устройства) запрещается, если:
а) время перекладки руля с борта на борт на полном переднем ходу на самоходных судах с механическим и электрическим приводом превышает 30 сек, с ручным приводом - 60 сек:
б) время перехода с основного управления рулем на запасное превышает 30 сек;
в) число разорванных проволок в штуртросе из стального каната превышает 10% от общего количества проволок на длине шесть диаметров или износ цепей цепного штуртроса превышает 10%;
г) неисправен аксиометр или погрешность показаний его превышает: 1° при положении руля в диаметральной плоскости; 1,5° при углах перекладки от 0 до 5°; 2,5° при углах перекладки свыше 5°;
д) при валиковой проводке от рулевой машины к рулю слышен стук валиков о палубу, износ шестерен препятствует нормальной работе рулевого устройства;
е) слабина каната и цепи штуртроса вызывает самопроизвольное спадание каната и цепи с блоков или заклинивание штуртроса между блоками, звездочками и обоймой;
ж) не обеспечена исправность электрических рулевых устройств, в том числе электроцепей контроля положения пера руля;
з) обнаружена утечка рабочей жидкости у гидравлических рулевых устройств;
и) не обеспечено нормальное движение любого элемента рулевого устройства, не закреплен кожух рулевой машины, стоящей в рулевой рубке;
к) не включается немедленно автоматически аварийный электрический привод при неисправности основного привода электрического рулевого устройства (при подаче электроэнергии на рулевое устройство от буферных аккумуляторных батарей);
л) при перекладке руля на предельный угол на один борт привод не отключается или не обеспечивается перекладка руля на другой борт;
м) неисправны подруливающие устройства на судне.
4.3.1.5. На судах, оборудованных авторулевым устройством, необходимо перед каждым выходом судна в рейс производить проверку его согласно инструкции по эксплуатации.
Результаты осмотра и исправность действия авторулевого устройства должны быть отражены в вахтенном журнале.