Статус документа
Статус документа

   

ЦПИ-22/5

     

УКАЗАНИЯ
по техническим решениям, технологии усиления и стабилизации насыпей на болотах


УТВЕРЖДЕНЫ Министерством путей сообщения РФ 18 декабря 1992 г.


Настоящие "Указания" содержат технологические схемы сооружения насыпей дорог на болотах и охватывают подготовительные и основные работы.

"Указания" разработаны на основании обобщения опыта железнодорожного и автодорожного строительства, а также научных работ, проводимых в ЦНИИС, СибЦНИИС, Союздорнии, Омском филиале Союздорнии, Центральном научно-исследовательском институте механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ), МАДИ и других научно-исследовательских учреждениях.

В схемах дана передовая прогрессивная технология работ, в комплекты включены современные, в основном серийно изготовляемые машины. Состав комплектов подобран, исходя из производительности ведущей машины.

Производительность серийно выпускаемых машин принята по ЕНиР (1983 г.), а новых - на основании результатов испытаний опытных образцов в производственных условиях.

Указания по технологии новых гидромеханических комплектов машин (ПГКМ) рекомендуются для применения и освоения их на опытных работах.

В разработке "Указаний" принимали участие: кандидаты техн. наук А.С.Бутов, И.И.Викторов, Ю.Л.Мотылев, В.П.Пауль, В.Я.Ткаченко, Б.И.Цвелодуб, В.П.Чернавский (руководитель работы), инженеры М.А.Басистов, И.И.Жердев, Т.Я.Ковалева, В.А.Лебедев, Н.Н.Соловьева, Ю.А.Пудов, В.П.Рябов, Т.И.Роганова, В.Г.Соколов.

Раздел 1

     
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие "Указания" предназначены для использования при составлении проектов производства работ, а также организации комплексно-механизированного сооружения насыпей дорог на болотах и слабых грунтах.

1.2. Технологические схемы составлены в соответствии с конструктивными решениями и классификацией болот, предусмотренными в "Методических указаниях по проектированию земляного полотна на слабых грунтах".

1.3. Классификация торфяных болот и пластов болотных грунтов приведена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

     
Строительная классификация торфяных болот

Тип болота

Характер деформации торфа

Разновидности слагающих пластов (табл.2)

Характеристика

I

Сжатие

А; Г

Болота, до дна заполненные пластами болотных грунтов, сжимающимися под воздействием нагрузки от насыпи типового поперечного профиля

Сжатие при обеспечении режима отсыпки

А-Е
Б; В; Д обязательно

II

Сжатие и выдавливание

А-З
З или Ж обязательно

Болота, до дна заполненные пластами болотных грунтов как сжимающимися, так и пластами, выдавливающимися под воздействием нагрузки от насыпи

III

Выдавливание

З, Ж

Болота, заполненные пластами болотных грунтов, полностью выдавливающимися под воздействием нагрузки от насыпи, и покрытые сплавиной или без нее

          

К слабым отнесены грунты, не обладающие достаточной несущей способностью; при использовании их в качестве оснований насыпей типового поперечного профиля необходимо учитывать возможность деформаций под воздействием нагрузки от веса насыпи и транспорта.

1.4. Процесс возведения насыпей на болотах включает подготовку основания под насыпи, отсыпку части насыпи, находящейся ниже уровня болота (в траншеи или дренажные прорези на болотах I типа, ниже уровня сплавины или воды на болотах II и III типа); отсыпку верхней части насыпи, находящейся выше поверхности болота.

1.5. Для рационального использования землеройных и транспортных машин, снижения стоимости и трудоемкости сооружения насыпей на болотах, а также ускорения стабилизации земляного полотна рекомендуется производить предварительное осушение болот.

Объем мелиоративных работ и сроки их выполнения устанавливаются техническим проектом.

1.6. Устройство зимней автомобильной дороги, расчистку трассы, устройство водоотводных канав и дренажей, постройку притрассовых дорог следует выполнять с учетом использования весенне-летнего времени для просушивания трассы в пределах годового фронта работ по сооружению земляного полотна (рис.1). Длительность осушения должна быть установлена проектом в зависимости от конкретных условий.


устройство зимнего проезда и сланей на болотах по оси притрассовой построечной дороги

рубка леса на полосе отвода и устройство линии связи

устройство дренажей и канав на осушаемых участках

постройка притрассовой автомобильной дороги

 начало отсыпки земляного полотна на участках с переувлажненными грунтами

время естественного осушения полосы отвода


Рис.1. Пример планирования подготовительных работ с учетом времени для осушения грунтов на полосе отвода сооружаемой дороги

1.7. Расчищать трассу от леса и кустарника необходимо в зимнее время.

Расчистку трассы, а также строительство и содержание притрассовых автомобильных дорог следует выполнять специализированными передвижными строительными подразделениями (комплексными бригадами и механизированными отрядами).

1.8. При сооружении насыпей на болотах используют машины повышенной проходимости. Экскаваторы, бульдозеры и тягачи должны быть оборудованы уширенным и удлиненным гусеничным ходом. Экскаваторы на обычном гусеничном ходу должны работать на болотах с недостаточной несущей способностью с переносных щитов.


Таблица 2

     
Классификация болотных грунтов

Наиме-
нова-
ние грунтов

Разновидность

Влаж-
ность , %

Степень разло-
жения , %

Плот-
ность , г/см

Порис-
тость , %

Модуль деформации , кГ/см

Сопро-
тивле-
ние сдвигу , кГ/см

Визуальные признаки

при нагрузке

=0,6 кГ/см

=1 кГ/см

=1,5 кГ/см

Торф

А. Осушенный, минерализованный и погребенный торф

до 300

-

>0,20

<5

>2,4

>2,6

>2,7

0,5-0,3

Торф плотный различных цветов

Б. Маловлажный (лесной) торф

300-600

>50

0,20-0,15

5-8

2,4-1,8

2,6-2,1

2,7-2,5

0,3-0,2

Торф плотный - буровой наконечник погружается в болото усилием двух человек. Цвет черный или коричневый. Масса торфа сильно пачкает руку и при сжатии полностью продавливается сквозь пальцы. Вода совсем не отжимается. Остатки трав и мхов встречаются в небольшом количестве

В. Торф средней влажности (лесотопяной)

600-900

50-30

0,15-0,10

8-14

1,8-1,3

2,1-1,7

2,5-2,0

0,2-0,15

Торф средней плотности - буровой наконечник погружается усилием одного человека. Цвет темный или серо-коричневый. Масса образца пачкает руку, при сжатии частично продавливается сквозь пальцы. Вода отжимается в небольшом количестве и имеет коричневый цвет. Наряду с остатками древесины встречается значительное количество остатков трав и мхов

Г. Очень влажный (топяной) торф

900-1300

30-10

0,10-0,06

14-20

1,3-0,9

1,7-1,4

2-1,8

0,15-0,1

Торф малой плотности - буровой наконечник погружается под действием собственного веса и веса одной вытянутой руки. Окраска моховых торфов светлая, травяных - более темная. Масса торфа не пачкает рук и не продавливается сквозь пальцы. Вода свободно в большом количестве отжимается из образца торфа и имеет желтый цвет. Древесные остатки попадаются частично

Д. Избыточно-

влажный торф

>1300

-

0,06

20

<0,9

<1,4

<1,8

<0,0

Торф рыхлый, цвет светло-коричневый, иногда желтый. Отчетливо видны стебельки мхов. Прозрачная светло-желтая вода отжимается как из губки, отжатый торф пружинит

Сапро-

пель

Е. Маловлажный (плотный)

200

-

-

-

-

>5

-

0,2

Цвет от черного до зеленоватого

Ж. Влажный (рыхлый)

200-1000

-

-

-

-

5,0-1,2

-

0,2-0,05

Пластичная жирная масса незначительной плотности, имеются включения неразложившихся остатков растений. Влажность высокая, возможны примеси частиц минерального грунта

Жидкие образо-

вания

З. Вода и жидкие образования

-

-

-

-

-

-

-

<0,05

Неразложившиеся остатки трав и мхов находятся в воде во взвешенном состоянии. Жидкие образования имеют темную окраску, на горизонтальной поверхности растекаются подобно вязкой жидкости


  Раздел 2

РАСЧИСТКА ПОЛОСЫ ОТВОДА И ПОСТРОЙКА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

2.1. Срезку кустарника и корчевку пней следует выполнять в соответствии с "Указаниями по технологии производства работ при сооружении железнодорожного земляного полотна".

Расчистку полосы отвода, строительство притрассовых автомобильных дорог и линий телефонной связи в труднодоступных заболоченных районах необходимо выполнять поточным методом.

В зимнее время выполняют:

рубку леса в полосе отвода для строительства зимней автомобильной дороги;

устройство зимних дорог и проездов через болота на сланях;

расчистку полосы отвода под железную или автомобильную дорогу;

устройство линии связи, обеспечение радиотелефонной связи с подразделениями, работающими на трассе.

В весенне-летнее время - постройку притрассовой автомобильной дороги и съездов к карьерам.

2.2. Основные положения по проектированию притрассовых и землевозных автомобильных дорог и рекомендуемые для них конструкции приведены в приложении 1.

Рубка леса на полосе отвода

2.3. При вырубке леса в полосе отвода сооружаемых железных и автомобильных дорог рекомендуется использовать следующие машины и оборудование:

трелевочный трактор типа ТДТ-75;

бензомоторные пилы "Дружба", оборудованные валочными гидравлическими клиньями;

бензомоторные пилы "Дружба" для разделки хлыстов;

автомобильный край К-51 или автопогрузчик 4045Л;

тракторный подборщик сучьев типа ПСГ-3.

При трелевке следует применить чокеры с литыми сердечниками конструкции ЦНИИМЭ лесной промышленности.

2.4. Рубка леса в полосе отвода производится комплексными бригадами, которые выполняют валку деревьев, обрубку сучьев, трелевку и разделку хлыстов, сортировку и штабелевку древесины.

Фронт работ по рубке леса должен быть обеспечен зимними дорогами, которые устраивают до начала работ бригад лесорубов в соответствии с указаниями пп.2.62-2.68.

За каждой комплексной бригадой закрепляется "делянка" - участок полосы отвода длиной 400-500 м, на которой она выполняет полный комплекс лесосечных работ.

2.5. Состав комплексной бригады*:

_______________

* Данные ЦНИИМЭ - "Руководство по организации лесосечных работ в леспромхозах", 1964 г.

Вальщик леса 5 разр.

1

Тракторист 5 разр.

2

Чокеровщик 2 разр.

2

Обрубщик сучьев 3 разр.

3* (2)**

Раскряжевщик древесины 4 разр.

1

Разметчик хлыстов 3 разр.

1

Штабелевщик древесины 2 разр.

1

Машинист крана 5 разр.

1

Всего рабочих в бригаде в летний период

12* (11)**

Рабочие на расчистке снега около деревьев 2 разр.

2

________________

* При рубке ели и пихты.

** При рубке мягких лиственных пород.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs