ЦПИ-22/5
УКАЗАНИЯ
по техническим решениям, технологии усиления и стабилизации насыпей на болотах
УТВЕРЖДЕНЫ Министерством путей сообщения РФ 18 декабря 1992 г.
Настоящие "Указания" содержат технологические схемы сооружения насыпей дорог на болотах и охватывают подготовительные и основные работы.
"Указания" разработаны на основании обобщения опыта железнодорожного и автодорожного строительства, а также научных работ, проводимых в ЦНИИС, СибЦНИИС, Союздорнии, Омском филиале Союздорнии, Центральном научно-исследовательском институте механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ), МАДИ и других научно-исследовательских учреждениях.
В схемах дана передовая прогрессивная технология работ, в комплекты включены современные, в основном серийно изготовляемые машины. Состав комплектов подобран, исходя из производительности ведущей машины.
Производительность серийно выпускаемых машин принята по ЕНиР (1983 г.), а новых - на основании результатов испытаний опытных образцов в производственных условиях.
Указания по технологии новых гидромеханических комплектов машин (ПГКМ) рекомендуются для применения и освоения их на опытных работах.
В разработке "Указаний" принимали участие: кандидаты техн. наук А.С.Бутов, И.И.Викторов, Ю.Л.Мотылев, В.П.Пауль, В.Я.Ткаченко, Б.И.Цвелодуб, В.П.Чернавский (руководитель работы), инженеры М.А.Басистов, И.И.Жердев, Т.Я.Ковалева, В.А.Лебедев, Н.Н.Соловьева, Ю.А.Пудов, В.П.Рябов, Т.И.Роганова, В.Г.Соколов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие "Указания" предназначены для использования при составлении проектов производства работ, а также организации комплексно-механизированного сооружения насыпей дорог на болотах и слабых грунтах.
1.2. Технологические схемы составлены в соответствии с конструктивными решениями и классификацией болот, предусмотренными в "Методических указаниях по проектированию земляного полотна на слабых грунтах".
1.3. Классификация торфяных болот и пластов болотных грунтов приведена в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Строительная классификация торфяных болот
Тип болота | Характер деформации торфа | Разновидности слагающих пластов (табл.2) | Характеристика |
I | Сжатие | А; Г | Болота, до дна заполненные пластами болотных грунтов, сжимающимися под воздействием нагрузки от насыпи типового поперечного профиля |
Сжатие при обеспечении режима отсыпки | А-Е | ||
II | Сжатие и выдавливание | А-З | Болота, до дна заполненные пластами болотных грунтов как сжимающимися, так и пластами, выдавливающимися под воздействием нагрузки от насыпи |
III | Выдавливание | З, Ж | Болота, заполненные пластами болотных грунтов, полностью выдавливающимися под воздействием нагрузки от насыпи, и покрытые сплавиной или без нее |
К слабым отнесены грунты, не обладающие достаточной несущей способностью; при использовании их в качестве оснований насыпей типового поперечного профиля необходимо учитывать возможность деформаций под воздействием нагрузки от веса насыпи и транспорта.
1.4. Процесс возведения насыпей на болотах включает подготовку основания под насыпи, отсыпку части насыпи, находящейся ниже уровня болота (в траншеи или дренажные прорези на болотах I типа, ниже уровня сплавины или воды на болотах II и III типа); отсыпку верхней части насыпи, находящейся выше поверхности болота.
1.5. Для рационального использования землеройных и транспортных машин, снижения стоимости и трудоемкости сооружения насыпей на болотах, а также ускорения стабилизации земляного полотна рекомендуется производить предварительное осушение болот.
Объем мелиоративных работ и сроки их выполнения устанавливаются техническим проектом.
1.6. Устройство зимней автомобильной дороги, расчистку трассы, устройство водоотводных канав и дренажей, постройку притрассовых дорог следует выполнять с учетом использования весенне-летнего времени для просушивания трассы в пределах годового фронта работ по сооружению земляного полотна (рис.1). Длительность осушения должна быть установлена проектом в зависимости от конкретных условий.
устройство зимнего проезда и сланей на болотах по оси притрассовой построечной дороги
рубка леса на полосе отвода и устройство линии связи
устройство дренажей и канав на осушаемых участках
постройка притрассовой автомобильной дороги
начало отсыпки земляного полотна на участках с переувлажненными грунтами
время естественного осушения полосы отвода
Рис.1. Пример планирования подготовительных работ с учетом времени для осушения грунтов на полосе отвода сооружаемой дороги
1.7. Расчищать трассу от леса и кустарника необходимо в зимнее время.
Расчистку трассы, а также строительство и содержание притрассовых автомобильных дорог следует выполнять специализированными передвижными строительными подразделениями (комплексными бригадами и механизированными отрядами).
1.8. При сооружении насыпей на болотах используют машины повышенной проходимости. Экскаваторы, бульдозеры и тягачи должны быть оборудованы уширенным и удлиненным гусеничным ходом. Экскаваторы на обычном гусеничном ходу должны работать на болотах с недостаточной несущей способностью с переносных щитов.
Таблица 2
Классификация болотных грунтов
Наиме- | Разновидность | Влаж- | Степень разло- | Плот- | Порис- | Модуль деформации , кГ/см | Сопро- | Визуальные признаки | ||
при нагрузке | ||||||||||
=0,6 кГ/см | =1 кГ/см | =1,5 кГ/см | ||||||||
Торф | А. Осушенный, минерализованный и погребенный торф | до 300 | - | >0,20 | <5 | >2,4 | >2,6 | >2,7 | 0,5-0,3 | Торф плотный различных цветов |
Б. Маловлажный (лесной) торф | 300-600 | >50 | 0,20-0,15 | 5-8 | 2,4-1,8 | 2,6-2,1 | 2,7-2,5 | 0,3-0,2 | Торф плотный - буровой наконечник погружается в болото усилием двух человек. Цвет черный или коричневый. Масса торфа сильно пачкает руку и при сжатии полностью продавливается сквозь пальцы. Вода совсем не отжимается. Остатки трав и мхов встречаются в небольшом количестве | |
В. Торф средней влажности (лесотопяной) | 600-900 | 50-30 | 0,15-0,10 | 8-14 | 1,8-1,3 | 2,1-1,7 | 2,5-2,0 | 0,2-0,15 | Торф средней плотности - буровой наконечник погружается усилием одного человека. Цвет темный или серо-коричневый. Масса образца пачкает руку, при сжатии частично продавливается сквозь пальцы. Вода отжимается в небольшом количестве и имеет коричневый цвет. Наряду с остатками древесины встречается значительное количество остатков трав и мхов | |
Г. Очень влажный (топяной) торф | 900-1300 | 30-10 | 0,10-0,06 | 14-20 | 1,3-0,9 | 1,7-1,4 | 2-1,8 | 0,15-0,1 | Торф малой плотности - буровой наконечник погружается под действием собственного веса и веса одной вытянутой руки. Окраска моховых торфов светлая, травяных - более темная. Масса торфа не пачкает рук и не продавливается сквозь пальцы. Вода свободно в большом количестве отжимается из образца торфа и имеет желтый цвет. Древесные остатки попадаются частично | |
Д. Избыточно- влажный торф | >1300 | - | 0,06 | 20 | <0,9 | <1,4 | <1,8 | <0,0 | Торф рыхлый, цвет светло-коричневый, иногда желтый. Отчетливо видны стебельки мхов. Прозрачная светло-желтая вода отжимается как из губки, отжатый торф пружинит | |
Сапро- пель | Е. Маловлажный (плотный) | 200 | - | - | - | - | >5 | - | 0,2 | Цвет от черного до зеленоватого |
Ж. Влажный (рыхлый) | 200-1000 | - | - | - | - | 5,0-1,2 | - | 0,2-0,05 | Пластичная жирная масса незначительной плотности, имеются включения неразложившихся остатков растений. Влажность высокая, возможны примеси частиц минерального грунта | |
Жидкие образо- вания | З. Вода и жидкие образования | - | - | - | - | - | - | - | <0,05 | Неразложившиеся остатки трав и мхов находятся в воде во взвешенном состоянии. Жидкие образования имеют темную окраску, на горизонтальной поверхности растекаются подобно вязкой жидкости |
РАСЧИСТКА ПОЛОСЫ ОТВОДА И ПОСТРОЙКА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
2.1. Срезку кустарника и корчевку пней следует выполнять в соответствии с "Указаниями по технологии производства работ при сооружении железнодорожного земляного полотна".
Расчистку полосы отвода, строительство притрассовых автомобильных дорог и линий телефонной связи в труднодоступных заболоченных районах необходимо выполнять поточным методом.
В зимнее время выполняют:
рубку леса в полосе отвода для строительства зимней автомобильной дороги;
устройство зимних дорог и проездов через болота на сланях;
расчистку полосы отвода под железную или автомобильную дорогу;
устройство линии связи, обеспечение радиотелефонной связи с подразделениями, работающими на трассе.
В весенне-летнее время - постройку притрассовой автомобильной дороги и съездов к карьерам.
2.2. Основные положения по проектированию притрассовых и землевозных автомобильных дорог и рекомендуемые для них конструкции приведены в приложении 1.
2.3. При вырубке леса в полосе отвода сооружаемых железных и автомобильных дорог рекомендуется использовать следующие машины и оборудование:
трелевочный трактор типа ТДТ-75;
бензомоторные пилы "Дружба", оборудованные валочными гидравлическими клиньями;
бензомоторные пилы "Дружба" для разделки хлыстов;
автомобильный край К-51 или автопогрузчик 4045Л;
тракторный подборщик сучьев типа ПСГ-3.
При трелевке следует применить чокеры с литыми сердечниками конструкции ЦНИИМЭ лесной промышленности.
2.4. Рубка леса в полосе отвода производится комплексными бригадами, которые выполняют валку деревьев, обрубку сучьев, трелевку и разделку хлыстов, сортировку и штабелевку древесины.
Фронт работ по рубке леса должен быть обеспечен зимними дорогами, которые устраивают до начала работ бригад лесорубов в соответствии с указаниями пп.2.62-2.68.
За каждой комплексной бригадой закрепляется "делянка" - участок полосы отвода длиной 400-500 м, на которой она выполняет полный комплекс лесосечных работ.
2.5. Состав комплексной бригады*:
_______________
* Данные ЦНИИМЭ - "Руководство по организации лесосечных работ в леспромхозах", 1964 г.
Вальщик леса 5 разр. | 1 |
Тракторист 5 разр. | 2 |
Чокеровщик 2 разр. | 2 |
Обрубщик сучьев 3 разр. | 3* (2)** |
Раскряжевщик древесины 4 разр. | 1 |
Разметчик хлыстов 3 разр. | 1 |
Штабелевщик древесины 2 разр. | 1 |
Машинист крана 5 разр. | 1 |
Всего рабочих в бригаде в летний период | 12* (11)** |
Рабочие на расчистке снега около деревьев 2 разр. | 2 |
________________
* При рубке ели и пихты.
** При рубке мягких лиственных пород.