ГОСТ Р ИСО 11591-2011
Группа Д42
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Суда малые моторные
ЗОНА ОБЗОРА С МЕСТА РУЛЕВОГО
Engine-driven small craft. Field of vision from helm position
ОКС 47.080
ОКП 74 4100 9
Дата введения 2012-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 апреля 2011 г. N 58-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 11591:2000* "Суда малые моторные. Поле обзора с места рулевого" (ISO 11591:2000 "Small craft, engine-driven - Field of vision from helm position")
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт устанавливает требования к зоне обзора с места рулевого в направлении носовой и кормовой частей на малых моторных судах длиной корпуса до 24 м. Настоящий стандарт не распространяется на следующие суда:
- парусные шлюпки;
- суда с управлением посредством румпеля и максимальной скоростью менее 10 узлов.
Примечание - При управлении малыми моторными судами в определенных условиях и на определенных скоростях могут возникать такие значения угла дифферента, при которых обзор вперед может временно ухудшаться. Настоящий стандарт не гарантирует, что судно можно эксплуатировать без некоторого временного ухудшения обзора с места рулевого при высоких значениях угла дифферента при переходе из водоизмещающего режима в глиссирующий режим.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 высшая точка наблюдения при положении стоя (high eye position): Позиция на высоте 1730 мм от поверхности, на которой стоит рулевой, на расстоянии 400 мм от центра рулевого колеса (штурвала) (рисунок 1).
В миллиметрах
1 - высшая точка наблюдения; 2 - направление к линии горизонта; 3 - нижняя точка наблюдения; 4 - требуемая зона обзора по вертикали; 5 - нижняя граница беспрепятственного обзора; 6 - линия, ограничивающая обзор
Рисунок 1 - Положение глаз и диапазон обзора по вертикали - рулевой в положении стоя
2.2 высшая точка наблюдения при положении сидя (high eye position): Позиция на высоте 840 мм от линии пересечения горизонтальной поверхности нагруженного сиденья и спинки сиденья, на расстоянии 400 мм от центра рулевого колеса (штурвала) (рисунок 2).
В миллиметрах
1 - препятствие обзору; 2 - высшая точка наблюдения; 3 - направление к линии горизонта; 4 - нижняя точка наблюдения; 5 - требуемая зона обзора по вертикали; 6 - нижняя граница беспрепятственного обзора; 7 - линия, ограничивающая обзор; 8 - нагрузка сиденья
Рисунок 2 - Положение глаз и диапазон обзора по вертикали - рулевой в положении сидя
2.3 нижняя точка наблюдения при положении стоя (low eye position): Позиция на высоте 1480 мм от поверхности, на которой стоит рулевой, на расстоянии 400 мм от центра рулевого колеса (штурвала) (см. рисунок 1)