Внимание! Документ отменяется! См. ярлык "Оперативная информация"
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

ГОСТ Р 54318-2011

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Общие требования

Procedure for duration of quality management systems and environmental management systems audits. General requirements



ОКС 03.120

Дата введения 2012-01-01

     

Предисловие



1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 мая 2011 г. N 68-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ



5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2020 г.

6 В настоящем стандарте реализованы принципы, изложенные в документе Международного форума по аккредитации IAF MD 5:2009* "Документ МФА, касающийся продолжительности аудитов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента" (IAF Mandatory Document For Duration of QMS and EMS Audits), определяющем время, необходимое для проведения аудитов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

                  

     Правила применения настоящего стандарта установлены в
статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Целью настоящего стандарта является установление для органов по сертификации систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента единого подхода к определению продолжительности сертификации.

В настоящем стандарте учтены положения стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021, а также используются принципы и методические указания, приведенные в документе Международного форума по аккредитации IAF MD 5:2009 "Документ МФА, касающийся продолжительности аудитов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента" (IAF Mandatory Document For Duration of QMS and EMS Audits).

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к продолжительности сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента с целью единообразного подхода органов по сертификации к применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 в части требований к установлению времени, необходимого для планирования, а также полного и результативного завершения аудита системы менеджмента заказчика.

Стандарт предназначен для применения органами по сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента (далее - органы по сертификации), органами по аккредитации, организациями, претендующими на получение сертификатов соответствия систем менеджмента, организациями - держателями сертификатов соответствия.

Стандарт не устанавливает минимальной или максимальной продолжительности сертификации, а формирует основу для расчета, которая должна быть использована органами по сертификации при составлении внутренних документированных процедур для определения соответствующей продолжительности аудита с учетом специфики проверяемой организации.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 40.003 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008)

________________     

Действует ГОСТ Р 55568-2013 "Оценка соответствия. Порядок сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента".


ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Система менеджмента качества. Требования

________________     

Действует ГОСТ Р ИСО 9001-2015.


ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента

________________     

Действует ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования".


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р 40.003, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 продолжительность аудита: Продолжительность аудита представляет собой фактическое время, измеряемое в аудиториях*, которое требуется для планирования, проведения и завершения аудита.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.2 аудитодень: Рабочее время одного аудитора продолжительностью 8 часов.

3.3 фактическая численность персонала: Общее число работников, занятых полный рабочий день и задействованных в области применения системы менеджмента качества или системы экологического менеджмента.

Примечание - Непостоянный персонал (сезонный, временный, привлекаемый по контракту, занятый неполный рабочий день и т.п.), который будет присутствовать на момент проведения сертификации, должен быть включен в общее число работников.

3.4 временная площадка: Площадка (помещение, место и т.п.), создаваемая организацией для выполнения конкретной работы или предоставления конкретной услуги в течение ограниченного периода времени и не становящаяся постоянной площадкой (например, строительная площадка).

3.5 класс сложности (для систем экологического менеджмента): Характер, количество и значимость экологических аспектов организации, которые существенно влияют на время, затрачиваемое аудитором.

     4 Основные принципы

4.1 Общие положения

Настоящий стандарт содержит положения, которые должны применяться органами по сертификации при разработке их собственных документированных процедур для определения времени, необходимого для проверки организаций различной величины и разной степени сложности, занятых в различных сферах деятельности.

Органы по сертификации должны определять продолжительность проведения первого и второго этапов сертификации, инспекционных контролей и ресертификаций по каждому заказчику и держателю сертификата. Последовательность проведения сертификации систем менеджмента качества (СМК) и систем экологического менеджмента (СЭМ) установлена в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 (раздел 9).

Примечание - Регулярное возникновение у органа по сертификации расхождений с требованиями настоящего стандарта может трактоваться как несоблюдение требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 на том основании, что орган по сертификации не может гарантировать предоставление своим комиссиям по аудиту времени, достаточного для проведения проверки.

4.2 Продолжительность аудитов

Продолжительность аудита включает время, проведенное непосредственно в проверяемой организации, и время, проведенное вне проверяемой организации и затраченное на планирование, анализ документации, общение с персоналом заказчика и составление отчетов.

Продолжительность проведения аудита на месте при сертификации СМК и СЭМ не должна быть менее 80% величины (аудитодень), указанной в приложении А (таблица А.1) и приложении Б (таблица Б.1). При планировании времени, необходимого для проведения инспекционных контролей и ресертификаций, также следует соблюдать пропорцию: не менее 80% времени от общей продолжительности аудита должно приходиться на проверку непосредственно в организации и не более 20% времени должно выделяться для таких работ, как составление планов проверок, актов и т.д. В тех случаях, когда для планирования и/или составления письменного отчета и/или акта требуется дополнительное время, это не должно служить основанием для сокращения продолжительности аудита на месте (непосредственно в проверяемой организации).

4.3 Аудитодни

Продолжительность аудитов рассчитывается в аудитоднях в соответствии с приложением А (таблица А.1) и приложением Б (таблица Б.1) на основе 8-часового рабочего дня. Количество аудитодней, выделенных на проведение сертификации, инспекционного контроля и ресертификации, нельзя сокращать за счет увеличения продолжительности рабочего дня.

4.4 Фактическая численность персонала

Фактическая численность персонала проверяемой организации используется в качестве основы для расчета продолжительности аудитов.

Численность персонала с частичной занятостью может быть сокращена с целью ее конвертации в эквивалентную численность персонала с полной занятостью. Подобное сокращение должно касаться и временного неквалифицированного персонала, если таковой нанимается в значительном количестве вследствие низкого уровня научно-технического развития или низкого уровня автоматизации проверяемой организации. Соответствующее сокращение численности персонала должно быть также проведено в тех случаях, когда значительная доля работников выполняет одни и те же простые функции, например транспортировку, работу на конвейере, сборку и т.п.

     5 Определение продолжительности сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента

     5.1 Общие требования

5.1.1 Расчет продолжительности сертификации (первый и второй этапы) основывается на таблице А.1 (приложение А) и таблице Б.1 (приложение Б). В таблице А.1 (приложение А) приведены значения фактической численности персонала и базовая продолжительность аудита. В таблице А.1 не устанавливаются минимальная или максимальная продолжительность аудита.

В таблице Б.1 приложения Б (для систем экологического менеджмента) помимо фактической численности персонала учтена экологическая сложность организации и приведена базовая продолжительность аудита. В таблице Б.1 не устанавливаются минимальная или максимальная продолжительность аудита.

Примечание - Расчет фактической численности персонала проводят с учетом 3.3 и 4.4.

5.1.2 Для расчета продолжительности инспекционных контролей (см. 5.4) орган по сертификации должен использовать таблицу А.1 и рисунок А.1 (приложение А) и таблицы Б.1, Б.2 (приложение Б), применяя подходящий коэффициент. Соответствующий коэффициент должен быть установлен во внутренней документированной процедуре органа по сертификации, разрабатываемой в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 (пункт 9.1.4).

5.1.3 Помимо фактической численности персонала проверяемой организации на продолжительность проведения аудита влияют различные факторы, рассматриваемые в разделе 6. Базовая продолжительность аудита корректируется с учетом факторов, относящихся к проверяемому заказчику, путем применения соответствующих коэффициентов, увеличивающих или уменьшающих базовое значение. Корректирующий коэффициент устанавливается органом по сертификации во внутренней документированной процедуре, разрабатываемой в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 (пункт 9.1.4).

Расчет продолжительности аудитов с учетом корректировок должен оформляться документально.

5.1.4 Для изменения базовой продолжительности аудита системы менеджмента качества также используется рисунок А.1 (приложение А). Исходной точкой для определения продолжительности аудита является базовая продолжительность для общей фактической численности персонала во всех сменах. В тех случаях, когда процессы жизненного цикла продукции осуществляются посменно, объем проверки каждой смены зависит от процессов, реализуемых в каждую смену, и уровня контроля каждой смены со стороны проверяемой организации. Орган по сертификации должен документально оформлять обоснование отказа от проверки каждой смены.

5.1.5 Продолжительность аудитов систем экологического менеджмента базируется на фактической численности персонала организации и характере, количестве, значимости экологических аспектов типичной организации в данной отрасли. При планировании аудита его продолжительность должна быть скорректирована на основании факторов, которые непосредственно касаются проверяемой организации. Любое изменение продолжительности аудитов (сокращение, увеличение) не должно приводить к снижению их результативности.

5.1.6 При установлении продолжительности аудитов трудозатраты аудиторов-стажеров или технических экспертов не учитываются.

5.1.7 Сокращение продолжительности аудитов не должно составлять более чем 30% времени, указанного в таблице А.1 (приложение А) и таблице Б.1 (приложение Б).

5.1.8 Орган по сертификации должен согласовать с проверяемой организацией время проведения аудита для оптимального охвата всех сторон деятельности организации.

     5.2 Продолжительность сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. Первый и второй этапы сертификации

5.2.1 Таблица А.1 и рисунок А.1 (приложение А) и таблицы Б.1, Б.2 (приложение Б) служат исходной базой для оценки продолжительности сертификации (первый и второй этапы сертификации) при проверке систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента соответственно.

5.2.2 В том случае, если орган по сертификации сокращает продолжительность аудита, установленную в таблице А.1 (приложение А) или таблице Б.1 (приложение Б), он должен иметь документально оформленное обоснование сокращения продолжительности аудита.