Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.006-2010 Рекомендации по расчету устойчивости оползнеопасных склонов (откосов) и определению оползневых давлений на инженерные сооружения автомобильных дорог

4.2. Требования к составу, объему и качеству изысканий

4.2.1. Объем, содержание и сроки инженерных изысканий зависят от стадии проектирования, сложности природных условий, категории дороги.

4.2.2. Инженерные изыскания выполняются с соблюдением требований СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"; СП 11-105-97 "Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть II. Правила производства работ в районах развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов".

4.2.3. Основные виды инженерных изысканий включают: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические.

4.2.4. Инженерно-геодезические изыскания должны содержать:

- топографические планы;

- продольные и поперечные профили проектируемых и существующих трасс автомобильных дорог; направление поперечников должно совпадать с направлением наибольшего падения уклона рельефа местности.

Рекомендуемые параметры инженерно-геодезических работ приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Основные значения параметров по видам изыскательских работ

Вид изыскательских работ

Стадия проектирования

Обоснование инвестиций (ОИ)

Проектная документация (ПД)

Рабочая документация (РД)

Категория дороги

Категория дороги

Категория дороги

IA...IB,
II

III-IV

V

IA...IB,
II

III-IV

V

IA...IB,
II

III-IV

V

1

2

3

4

Масштаб топографической съемки

1:1000

1:500

1:200

1:500

1:500

Количество створов вдоль направления смещения оползня

На наиболее характерных формах рельефа оползня и за его пределами

1 по оси оползня

3 - по оси оползня, вдоль правого и левого бортов; или с расстоянием между створами 30-50 м

1 по оси оползня, 1 по борту

оползня

Поперечные створы (по ширине оползня): количество на оползне

-

-

1-3 - в головной, средней и языковой частях оползня

-

Количество выработок в створе

По СНиП 11-02-96

Не менее одного на каждом крупном (более 30 м) элементе оползневого рельефа (оползневых ступенях, понижениях и т.п.), включая устойчивые части - выше бровки срыва и ниже языка оползня

1-2 на каждом крупном (более 30 м) элементе оползневого рельефа (оползневых ступенях, понижениях и т.п.), включая устойчивые части выше бровки срыва и ниже языка оползня

Глубина выработок для определения мощности оползня

По СНиП 11-02-96

Не менее чем на 5 м глубже мощности оползневых накоплений или оползнеопасных пород

Глубже не менее, чем на 3/4 мощности оползневых накоплений (оползнеопасных (выветрелых) пород)

Преимущественный вид исследования (в порядке предпочтения)

1) архивные материалы;

2) геофизические исследования;

3) полевые исследования;

4) лабораторные испытания отдельных монолитов

1) полевые исследования;

2) архивные материалы;

3) геофизические исследования;

4) лабораторные испытания грунтов

1) полевые исследования;

2) лабораторные испытания грунтов;

3) архивные материалы;

4) геофизические исследования

Величины нагрузок при испытаниях на срез

По СНиП 11-02-96

Бытовое давление ±0,5 кг/см*

Бытовое давление ±0,5 кг/см*

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Метод исследований свойств в зависимости от преобладающего типа грунта (получение механических показателей)

Глинистые грунты на срез: неконсолидированный при водонасыщении образцов, по подготовленной и смоченной поверхности ("плашка по плашке"); при необходимости - метод шариковой пробы с получением параметров длительной прочности; с учетом изменений температурно-влажностного режима; трехосные (стабилометрические) испытания. Песчаные грунты статическое и динамическое зондирование. Крупнообломочные грунты с пылеватым и глинистым заполнителем и пылеватые и глинистые грунты с крупнообломочными включениями методика, разработанная в Дальневосточном научно-исследовательском институте по строительству (ДальНИИС). Скальные и полускальные грунты: геофизические методы, позволяющие выделить в толще зоны различной степени трещиноватости и выветрелости. Участки активных оползневых процессов обратные расчеты устойчивости.

Количество определений физико-механических свойств грунтов

По СНиП 11-02-96

Не менее 6 для каждого ИГЭ

10-20 для каждого ИГЭ

Не менее 6 для каждого ИГЭ



4.2.5. Инженерно-геологические изыскания должны содержать:

- анализ архивных материалов с целью рассмотрения вариантов прокладки трассы (обход существующих оползневых зон, возможность строительства тоннелей, галерей, эстакад), а также учета опыта эксплуатации автомобильных дорог в аналогичных инженерно-геологических условиях;

- оценку геоморфологических условий территории с отображением отличительных особенностей оползней, форм микрорельефа, морфоэлементов внеоползневой зоны рельефа на морфологических картах; данные о наличии и типе растительности, положении стволов деревьев ("пьяный лес") и других признаков наличия оползней;

- определение геологического строения территории с выделением инженерно-геологических элементов;

- оценку гидрогеологических условий - строительство автомобильных дорог ведется с созданием искусственных насыпей и срезок, следствием чего является нарушение естественного режима стока поверхностных и подземных вод; в связи с этим необходимо выявлять источники замачивания (природные и техногенные) грунтов склона и основания земляного полотна, места выхода струйных течений, наличие водоносных горизонтов (включая "верховодку"), источники и режимы их питания, прогнозируемый уровень грунтовых вод (УГВ); для склонов - модуль стока для расчетов эрозионной площади; при наличии в подножии откоса водотока - скорость боковой и глубинной эрозии (фактическую и прогнозную); агрессивность к бетонам;

- определение физико-механических свойств грунтов (в соответствии с ГОСТ 12248-96, ГОСТ 20522-96): удельного веса (кН/м), сцепления (кПа), угла внутреннего трения (град.), а также предела прочности на одноосное сжатие и растяжения (МПа) (для полускальных и скальных пород); так как большая протяженность дорог предполагает прокладку по территориям с самыми различными инженерно-геологическими условиями необходимо производить статистическую обработку данных с определением показателей, характеризующих изменчивость свойств грунтов (среднеарифметическое, наибольшее и наименьшее значения, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, асимметрию, эксцесс); прогнозирование изменения прочностных показателей по мере выветривания полускальных пород; выявление чувствительности грунтов к динамическим нагрузкам; определение диапазона колебаний влажности и плотности для набухающих грунтов;

- выявление неблагоприятных инженерно-геологических процессов: области распространения, размеров, мощности, активности, причин, факторов и повода их развития; определение сейсмичности участка;

- оценку состояния (эффективности работы) существующих сооружений, включая защитные;

- оценку оползневой опасности и оползневого риска на основе качественного, полуколичественного и количественного подходов, в зависимости от стадийности проектирования и объема исходных данных;

- районирование (картирование) территории по степени проявления опасных склоновых процессов; классификация участков по очередности проведения мероприятий инженерной защиты;

- разработку рекомендаций по инженерной защите трассы.

Рекомендуемые параметры для оценки инженерно-геологических условий принимать по таблице 1.

4.2.6. Инженерно-гидрометеорологические должны содержать анализ климатических условий территории, включая таблицу с распределением средних месячных осадков и испарения за годы 5%, 50% и 95% обеспеченности.