4.2.1. Объем, содержание и сроки инженерных изысканий зависят от стадии проектирования, сложности природных условий, категории дороги.
4.2.2. Инженерные изыскания выполняются с соблюдением требований СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"; СП 11-105-97 "Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть II. Правила производства работ в районах развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов".
4.2.3. Основные виды инженерных изысканий включают: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические.
4.2.4. Инженерно-геодезические изыскания должны содержать:
- топографические планы;
- продольные и поперечные профили проектируемых и существующих трасс автомобильных дорог; направление поперечников должно совпадать с направлением наибольшего падения уклона рельефа местности.
Рекомендуемые параметры инженерно-геодезических работ приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные значения параметров по видам изыскательских работ
Вид изыскательских работ | Стадия проектирования | |||||||||
Обоснование инвестиций (ОИ) | Проектная документация (ПД) | Рабочая документация (РД) | ||||||||
Категория дороги | Категория дороги | Категория дороги | ||||||||
IA...IB, | III-IV | V | IA...IB, | III-IV | V | IA...IB, | III-IV | V | ||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Масштаб топографической съемки | 1:1000 | 1:500 | 1:200 | 1:500 | 1:500 | |||||
Количество створов вдоль направления смещения оползня | На наиболее характерных формах рельефа оползня и за его пределами | 1 по оси оползня | 3 - по оси оползня, вдоль правого и левого бортов; или с расстоянием между створами 30-50 м | 1 по оси оползня, 1 по борту оползня | ||||||
Поперечные створы (по ширине оползня): количество на оползне | - | - | 1-3 - в головной, средней и языковой частях оползня | - | ||||||
Количество выработок в створе | Не менее одного на каждом крупном (более 30 м) элементе оползневого рельефа (оползневых ступенях, понижениях и т.п.), включая устойчивые части - выше бровки срыва и ниже языка оползня | 1-2 на каждом крупном (более 30 м) элементе оползневого рельефа (оползневых ступенях, понижениях и т.п.), включая устойчивые части выше бровки срыва и ниже языка оползня | ||||||||
Глубина выработок для определения мощности оползня | Не менее чем на 5 м глубже мощности оползневых накоплений или оползнеопасных пород | Глубже не менее, чем на 3/4 мощности оползневых накоплений (оползнеопасных (выветрелых) пород) | ||||||||
Преимущественный вид исследования (в порядке предпочтения) | 1) архивные материалы; 2) геофизические исследования; 3) полевые исследования; 4) лабораторные испытания отдельных монолитов | 1) полевые исследования; 2) архивные материалы; 3) геофизические исследования; 4) лабораторные испытания грунтов | 1) полевые исследования; 2) лабораторные испытания грунтов; 3) архивные материалы; 4) геофизические исследования | |||||||
Величины нагрузок при испытаниях на срез | Бытовое давление ±0,5 кг/см* | Бытовое давление ±0,5 кг/см* | ||||||||
________________ * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных. | ||||||||||
Метод исследований свойств в зависимости от преобладающего типа грунта (получение механических показателей) | Глинистые грунты на срез: неконсолидированный при водонасыщении образцов, по подготовленной и смоченной поверхности ("плашка по плашке"); при необходимости - метод шариковой пробы с получением параметров длительной прочности; с учетом изменений температурно-влажностного режима; трехосные (стабилометрические) испытания. Песчаные грунты статическое и динамическое зондирование. Крупнообломочные грунты с пылеватым и глинистым заполнителем и пылеватые и глинистые грунты с крупнообломочными включениями методика, разработанная в Дальневосточном научно-исследовательском институте по строительству (ДальНИИС). Скальные и полускальные грунты: геофизические методы, позволяющие выделить в толще зоны различной степени трещиноватости и выветрелости. Участки активных оползневых процессов обратные расчеты устойчивости. | |||||||||
Количество определений физико-механических свойств грунтов | Не менее 6 для каждого ИГЭ | 10-20 для каждого ИГЭ | Не менее 6 для каждого ИГЭ |
4.2.5. Инженерно-геологические изыскания должны содержать:
- анализ архивных материалов с целью рассмотрения вариантов прокладки трассы (обход существующих оползневых зон, возможность строительства тоннелей, галерей, эстакад), а также учета опыта эксплуатации автомобильных дорог в аналогичных инженерно-геологических условиях;
- оценку геоморфологических условий территории с отображением отличительных особенностей оползней, форм микрорельефа, морфоэлементов внеоползневой зоны рельефа на морфологических картах; данные о наличии и типе растительности, положении стволов деревьев ("пьяный лес") и других признаков наличия оползней;
- определение геологического строения территории с выделением инженерно-геологических элементов;
- оценку гидрогеологических условий - строительство автомобильных дорог ведется с созданием искусственных насыпей и срезок, следствием чего является нарушение естественного режима стока поверхностных и подземных вод; в связи с этим необходимо выявлять источники замачивания (природные и техногенные) грунтов склона и основания земляного полотна, места выхода струйных течений, наличие водоносных горизонтов (включая "верховодку"), источники и режимы их питания, прогнозируемый уровень грунтовых вод (УГВ); для склонов - модуль стока для расчетов эрозионной площади; при наличии в подножии откоса водотока - скорость боковой и глубинной эрозии (фактическую и прогнозную); агрессивность к бетонам;
- определение физико-механических свойств грунтов (в соответствии с ГОСТ 12248-96, ГОСТ 20522-96): удельного веса (кН/м), сцепления (кПа), угла внутреннего трения (град.), а также предела прочности на одноосное сжатие и растяжения (МПа) (для полускальных и скальных пород); так как большая протяженность дорог предполагает прокладку по территориям с самыми различными инженерно-геологическими условиями необходимо производить статистическую обработку данных с определением показателей, характеризующих изменчивость свойств грунтов (среднеарифметическое, наибольшее и наименьшее значения, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, асимметрию, эксцесс); прогнозирование изменения прочностных показателей по мере выветривания полускальных пород; выявление чувствительности грунтов к динамическим нагрузкам; определение диапазона колебаний влажности и плотности для набухающих грунтов;
- выявление неблагоприятных инженерно-геологических процессов: области распространения, размеров, мощности, активности, причин, факторов и повода их развития; определение сейсмичности участка;
- оценку состояния (эффективности работы) существующих сооружений, включая защитные;
- оценку оползневой опасности и оползневого риска на основе качественного, полуколичественного и количественного подходов, в зависимости от стадийности проектирования и объема исходных данных;
- районирование (картирование) территории по степени проявления опасных склоновых процессов; классификация участков по очередности проведения мероприятий инженерной защиты;
- разработку рекомендаций по инженерной защите трассы.
Рекомендуемые параметры для оценки инженерно-геологических условий принимать по таблице 1.
4.2.6. Инженерно-гидрометеорологические должны содержать анализ климатических условий территории, включая таблицу с распределением средних месячных осадков и испарения за годы 5%, 50% и 95% обеспеченности.