4.1. В соответствии с ПТЭ запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны с поперечной трещиной в любой части оси колесной пары, а также при наличии следующих износов и повреждений колесных пар*, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
________________
* Классификация неисправностей колесных пар и их элементов приведена в приложении 5.
а) величины проката, толщины гребня, обода колеса, а также расстояния между внутренними гранями ободов, не соответствующих указанным в табл.1.
Таблица 1
N п/п | Род вагонов | Прокат равно- | Толщина гребня, мм | Расстояние между внутренними гранями колес*, мм | Толщина обода цельнокатаного колеса восьми-, шести- и четырехосного вагона, мм, не менее | Состояние средней части оси | ||
не более | не менее | не более | не менее | |||||
1 | Грузовые вагоны, а также вагоны рефрижераторного подвижного состава, обращающиеся в поездах со скоростью до 120 км/ч включительно | 9 | 33 | 25 | 1443 | 1437 | 22 | Обточенная или необточенная |
2 | Пассажирские вагоны, обращающиеся в поездах со скоростью до 120 км/ч включительно | 7 | 33 | 25 | 1443 | 1437 | 30 | То же |
3 | Пассажирские вагоны, следующие в поездах со скоростью: | |||||||
а) выше 120, но не более 140 км/ч | 5 | 33 | 28 | 1443 | 1439 | 35 | Накатанная обточенная | |
б) выше 140, но не более 160 км/ч | 5 | 33 | 30 | 1443 | 1439 | 40 | Накатанная | |
4 | Пассажирские вагоны местного и пригородного сообщения | 8 | 33 | 25 | 1443 | 1437 | 30 | Обточенная или необточенная |
__________________ * Измеряют только у освобожденной от нагрузки колесной пары. У колесных пар с приводом редуктора от торца шейки оси равномерный прокат допускается не более 4 мм. |
При обнаружении в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов колесных пар с неравномерным прокатом более 2 мм, а у колесных пар с редуктором от торца шейки оси более 1 мм такие колесные пары надо выкатывать для обточки и полного освидетельствования. При необходимости для выявления неравномерного проката вагоны следует прокатывать;
б) вертикального подреза гребня высотой более 18 мм;
в) ползуна (выбоины) на поверхности катания у вагонов с роликовыми подшипниками глубиной более 1 мм, с подшипниками скольжения более 2 мм. При обнаружении на промежуточной станции у вагона с роликовыми буксовыми подшипниками ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда (пассажирский со скоростью не выше 100 км/ч, грузовой не выше 70 км/ч) до ближайшего пункта технического обслуживания (ПТО), имеющего средства для смены колесных пар;
г) одной продольной трещины на средней части оси длиной более 25 мм или нескольких суммарной длиной более 25 мм.
При наличии такой неисправности допускается следование вагона до ближайшего ремонтного пункта.
Примечание. Наклонные трещины 3 (рис.7), расположенные к поверхности оси под углом более 30°, относятся к поперечным 1, а расположенные под углом менее 30° - к продольным 2.
Рис.7. Трещины на оси
д) задиров шеек или предподступичных частей осей у колесных пар для подшипников скольжения.
Вагоны с колесными парами, имеющими на шейках осей риски, не вызывающие грения букс, не должны отцепляться от поездов;
е) протертости средней части оси глубиной более 2,5 мм;
ж) следов контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси;
з) трещины в ободе, диске, ступице колеса;
и) сдвига ступицы колеса на подступичной части оси;
к) ослабления ступицы колеса на оси.
Признаком ослабления ступицы на оси является разрыв краски по всему периметру с выделением из-под ступицы с внутренней стороны колеса ржавчины или масла;
л) выщербины на поверхности катания цельнокатаных колес (рис.8) глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм у грузовых вагонов и длиной более 25 мм у пассажирских. Трещина в выщербине или расслоение, идущее в глубь металла, не допускается. Толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть менее допускаемой. Колесные пары с выщербинами на поверхности катания глубиной до 1 мм не бракуют независимо от их длины;