5.1. Требования к бетону элементов конструкций
5.1.1. Бетон для конструкций транспортных сооружений, изготовляемых с использованием неметаллической композитной арматуры периодического профиля, является разновидностью армированного железобетона и изготавливается из мелкозернистого или тяжелого бетона-матрицы, в котором в качестве основной рабочей или вспомогательной арматуры используют композитную арматуру марок АСП или АБП. Совместность работы бетонной матрицы и композитной арматуры обеспечивается за счет сцепления бетона со стержнями периодического профиля по их поверхностям и усиления сцепления за счет рифленой поверхности, созданной в процессе формирования стержней.
5.1.2. В качестве бетона-матрицы следует применять мелкозернистый или тяжелый бетон со средней плотностью в пределах от 2200 до 2500 кг/м включительно в соответствии с ГОСТ 26633.
5.1.3. Для конструкций транспортных сооружений в зависимости от их функций и условий работы рекомендуется применять бетоны следующих видов, классов и марок:
- классов по прочности на сжатие: тяжелый и мелкозернистый бетон - В20, В25, В30, В35, В40, В45, В50 и В60. При соответствующем экономическом обосновании по приведенной стоимости, с учетом снижения эксплуатационных затрат на содержание транспортных сооружений из-за высокой коррозионной стойкости композиционной арматуры, можно применять бетон более высоких марок - В65, В70, В75, В80;
- классов по прочности на растяжение при изгибе - 2,0 2,4 2,8 3,2 3,6 4,0 4,4 4,8 5,2 5,6 6,0; 6,4 6,8 7,2 80 90 100;
- марок по морозостойкости - F100 F150 F200 F250 F300 F400 F500 F600 F800 F1000;
- марок по водонепроницаемости - W6, W8, W10, W12, W14, W16, W18, W20.
5.1.4. Фактическая прочность бетона должна соответствовать требуемой по ГОСТ Р 53231 в зависимости от нормируемой прочности (класса или марки по прочности на сжатие, передаточной и отпускной) и от фактической однородности бетона.
5.1.5. Требования по водонепроницаемости и морозостойкости бетона в качестве гидроизоляции и теплоизоляции обеспечивают применение эффективных полифункциональных добавок типа ЦМИД-4 по ГОСТ Р 52751, пластифицирующие бетон добавки принимают по ГОСТ 24211.
5.1.6. Рекомендуется выполнять расчеты несущей способности конструкций по I-му и II-му предельному состоянию с использованием деформационной модели в соответствии с ГОСТ Р 52751 (п.В.1.6), [9] (п.5.2.2), [11] (п.7.3).
В таблице 2 представлены матрицы зависимости - напряжений и деформаций по высоте сечения в семи основных точках (рисунок 16). Нулевая точка соответствует переходу напряжений и деформаций сжатия (знак "-") к напряжениям и деформациям растяжения (знак "+").
Таблица 2. Расчетная матрица по деформационной схеме для сборной железобетонной мостовой плиты с использованием сталефибробетона класса В40 (ФБ+ЦМИД-4 и ФБ+С-3) и бетона-матрицы класса В40 (с добавкой ЦМИД-4 5,5% от расхода цемента для СФБ-Г-II и 2% - для СФБ-Г-II-РПА по ГОСТ Р 52751-2007)
Серия и вид бетона | , , МПа | Номера точек зависимости по первому предельному состоянию | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
I | -0,0070 | -0,0040 | -0,0025 | 0 | 0,00040 | 0,00082 | 0,00105 | |
-32,66 | -32,66 | -19,44 | 0 | 3,44 | 4,82 | 4,82 | ||
II | -0,0035 | -0,0025 | -0,0015 | 0 | 0,00009 | 0,00020 | 0,00040 | |
-22,6 | -22,6 | -9,25 | 0 | 2,41 | 3,37 | 3,37 | ||
III | -0,0035 | -0,0020 | -0,0002 | 0 | 0,00001 | 0,001 | 0,00015 | |
-20,0 | -20,0 | -8 | 0 | 0,5 | 1,25 | 1,25 | ||
Номера точек зависимости по второму предельному состоянию | ||||||||
I | -0,0070 | -0,0040 | -0,0025 | 0 | 0,00400 | 0,00082 | 0,00105 | |
-47,17 | -47,17 | -28 | 0 | 4,97 | 6,97 | 6,97 | ||
II | -0,0035 | -0,0020 | -0,0002 | 0 | 0,00009 | 0,00020 | 0,00040 | |
-32,77 | -32,77 | -13,11 | 0 | 1,77 | 4,41 | 4,41 | ||
III | -0,0035 | -0,0020 | -0,0002 | 0 | 0,00001 | 0,00010 | 0,00015 | |
-29,0 | -29,0 | -8,7 | 0 | 0,84 | 2,10 | 2,10 |
Рисунок 16*. Схема размещения точек кривой
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Зависимости аппроксимируют по формуле:
, (5.1)
5.1.7. При проектировании расчетных и нормативных сопротивлений бетона транспортных конструкций используют требования следующих документов: