Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005-2010 Информационная технология (ИТ). Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности

     8.2 Анализ риска

8.2.1 Идентификация риска

8.2.1.1 Введение в идентификацию риска

Цель идентификации риска - определить, что могло бы произойти при нанесении возможного ущерба, и получить представление о том, как, где и почему мог иметь место этот ущерб. Этапы, описанные ниже, должны объединять входные данные для деятельности по количественной оценке риска.

Примечание - Виды деятельности, описанные ниже, могут быть выполнены в различном порядке, в зависимости от применяемой методологии.

8.2.1.2 Определение активов

Входные данные. Сфера действия и границы проведения оценки риска, перечень, включающий владельцев, местоположение, функцию и т.д.

Действие. Должны быть определены активы, входящие в установленную сферу действия [связано с ИСО/МЭК 27001, пункт 4.2.1, перечисление d) 1)].

Руководство по реализации. Активом является что-либо, имеющее ценность для организации и, следовательно, нуждающееся в защите. При определении активов следует иметь в виду, что информационная система состоит не только из аппаратных и программных средств.

Определение активов следует проводить с соответствующей степенью детализации, обеспечивающей информацию, достаточную для оценки риска. Степень детализации, используемая при определении активов, влияет на общий объем информации, собранной во время оценки риска. Эта информация может быть более детализирована при последующих итерациях оценки риска.

Для установления учетности и ответственности в отношении каждого актива должен быть определен владелец. Владелец актива может не обладать правами собственности на актив, но он несет ответственность за его получение, разработку, поддержку, использование и безопасность. Чаще всего владелец актива является наиболее подходящим лицом, способным определить реальную ценность актива для организации (см. 8.2.2 на предмет определения ценности активов).

Границей анализа является периметр активов организации, управляемый в рамках процесса менеджмента риска ИБ.

Более подробную информацию об определении активов и их ценности в части ИБ можно найти в приложении В.

Выходные данные. Перечень активов, подлежащих менеджменту риска, и перечень бизнес-процессов, связанных с активами, а также их значимость.

8.2.1.3 Определение угроз

Входные данные. Информация об угрозах, полученная в результате анализа инцидента от владельцев активов, пользователей, а также из других источников, включая списки внешних угроз.

Действие. Угрозы и их источники должны быть определены [связано с ИСО/МЭК 27001, пункт 4.2.1, перечисление d) 2)].

Руководство по реализации. Угроза может причинить ущерб активам организации, таким как информация, процессы и системы. Угрозы могут возникать в результате природных явлений или действий людей, они могут быть случайными или умышленными. Должны быть установлены и случайные, и преднамеренные источники угроз. Угрозы могут проистекать как из самой организации, так и из источника вне ее пределов. Угрозы должны определяться в общем и по виду (например, неавторизованные действия, физический ущерб, технические сбои), а затем, где это уместно, отдельные угрозы определяются внутри родового класса. Это означает, что ни одна угроза, включая неожиданные угрозы, не будет упущена, но объем требуемой работы, несмотря на это, сокращается.

Некоторые угрозы могут влиять более чем на один актив. В таких случаях они могут быть причиной различных влияний в зависимости от того, на какие активы оказывается воздействие.

Входные данные для определения и количественной оценки вероятности возникновения угроз (см. 8.2.2.3) могут быть получены от владельцев активов или пользователей, персонала отдела кадров, руководства организации и специалистов в области ИБ, экспертов в области физической безопасности, специалистов юридического отдела и других структур, а также от юридических организаций, метеорологических служб, страховых компаний, национальных правительственных учреждений. При анализе угроз должны учитываться аспекты среды и культуры.

Опыт, извлеченный из инцидентов, и предыдущие оценки угроз должны быть учтены в текущей оценке. При необходимости для заполнения перечня общих угроз может быть целесообразным справиться в других реестрах угроз (возможно, специфичных для конкретной организации или бизнеса). Списки угроз и их статистику можно получить от промышленных предприятий, федерального правительства, юридических организаций, страховых компаний и т.д.

Используя списки угроз или результаты предыдущих оценок угроз, не следует забывать о том, что происходит постоянная смена значимых угроз, особенно, если изменяются бизнес-среда или информационные системы.

Более подробную информацию о типах угроз можно найти в приложении С.

Выходные данные. Перечень угроз с определением их вида и источника.

8.2.1.4 Определение существующих мер и средств контроля и управления

Входные данные. Документация по мерам и средствам контроля и управления, планы по реализации обработки риска.

Действие. Должны быть определены существующие и планируемые меры и средства контроля и управления.

Руководство по реализации. Во избежание лишней работы или расходов, например, при дублировании мер и средств контроля и управления, необходимо определить существующие меры и средства контроля и управления. Кроме того, при определении существующих мер и средств контроля и управления следует провести проверку, чтобы убедиться в правильности функционирования мер и средств контроля и управления - обращение к существующим отчетам по аудиту СМИБ должны сокращать время, затрачиваемое на решение этой задачи. Ненадлежащее функционирование мер и средств контроля и управления может стать причиной уязвимости. Следует уделить внимание ситуации, когда выбранные меры и средства контроля и управления (или стратегия) не выполняют своих функций, и для эффективного и своевременного реагирования на идентифицированные риски требуются дополнительные меры и средства контроля и управления. В СМИБ, в соответствии с ИСО/МЭК 27001, это поддерживается измерением эффективности мер и средств контроля и управления. Один из способов количественной оценки действия мер и средств контроля и управления - выявить, как оно снижает вероятность возникновения угрозы, затрудняет использование уязвимости и возможности влияния инцидента. Проверки, проводимые руководством, и отчеты по аудиту также обеспечивают информацию об эффективности существующих мер и средств контроля и управления.

Меры и средства контроля и управления, которые планируется реализовать в соответствии с планами реализации обработки риска, должны быть определены тем же самым способом, который уже был реализован.