16.1 Для конструкций опор воздушных линий электропередачи (ВЛ), открытых распределительных устройств (ОРУ) и контактных сетей транспорта (КС), как правило, следует применять стали С235, С245, С255, С285, С345, С345К, С375 по ГОСТ 27772, сталь марок 20 и 09Г2С по ГОСТ 8731 согласно приложению В.
В зависимости от назначения и типа их соединений конструкции опор подразделяются на группы (см. приложение В):
группа 1 - сварные специальные опоры больших переходов высотой свыше 60 м;
группа 2 - сварные опоры ВЛ, кроме указанных в группе 1; сварные опоры ошиновки и под выключатели ОРУ независимо от напряжения, сварные опоры под оборудование ОРУ напряжением свыше 330 кВ; конструкции и элементы КС, связанные с натяжением проводов (тяги, штанги, хомуты), а также опоры, указанные в группе 1, при отсутствии сварных соединений;
группа 3 - сварные и болтовые опоры под оборудование ОРУ напряжением до 330 кВ, кроме опор под выключатели; конструкции и элементы несущих, поддерживающих и фиксирующих устройств КС (опоры, ригели жестких поперечин, прожекторные мачты, фиксаторы), а также конструкции группы 2, кроме КС, при отсутствии сварных соединений;
группа 4 - сварные и болтовые конструкции кабельных каналов, детали путей перекатки трансформаторов, трапы, лестницы, ограждения и другие вспомогательные конструкции и элементы ОРУ, ВЛ и КС.
16.2 Болты классов точности А и В для опор ВЛ высотой до 60 м и конструкций ОРУ и КС следует принимать как для конструкций, не рассчитываемых на усталость, а для фланцевых соединений и опор ВЛ высотой более 60 м - как для конструкций, рассчитываемых на усталость, по таблице Г.3 приложения Г.
16.3 Литые детали следует проектировать из углеродистой стали марок 35Л и 45Л групп отливок II и III по ГОСТ 977.
16.4 При расчетах опор ВЛ, конструкций ОРУ и КС следует принимать коэффициенты условий работы, установленные в разделах 4 и 14, 7.1.2 и по таблице 45.
Таблица 45
Элемент конструкций | Коэффициент условий работы |
1 Сжатые пояса из одиночных уголков стоек свободно стоящей опоры в первых двух панелях от башмака при узловых соединениях: | |
а) на сварке | 0,95 |
б) на болтах | 0,90 |
2 Сжатый элемент плоской решетчатой траверсы из одиночного равнополочного уголка, прикрепляемого одной полкой (рисунок 22): | |
а) пояс, прикрепляемый к стойке опоры непосредственно двумя болтами и более, поставленными вдоль пояса траверсы | 0,90 |
б) пояс, прикрепляемый к стойке опоры одним болтом или через фасонку | 0,75 |
в) раскос и распорка | 0,75 |
3 Оттяжка из стального каната или пучка высокопрочной проволоки: | |
а) для промежуточной опоры в нормальном режиме работы | 0,90 |
б) для анкерной, анкерно-угловой и угловой опор: | |
в нормальном режиме работы | 0,80 |
в аварийном режиме работы | 0,90 |
Примечание - Указанные в таблице коэффициенты условий работы не распространяются на соединения элементов в узлах. |
Для опор ВЛ, ОРУ и КС значение коэффициента надежности по ответственности следует принимать равным 1,0.
Расчет на прочность растянутых элементов опор по формуле (5) с заменой в ней значения на не допускается.
16.5 При определении приведенной гибкости по таблице 8 наибольшую гибкость всего стержня следует вычислять по формулам:
для четырехгранного стержня с параллельными поясами, шарнирно опертого по концам,
; (201)
для трехгранного равностороннего стержня с параллельными поясами, шарнирно опертого по концам,
; (202)
для свободно стоящей стойки пирамидальной формы (см. рисунок 15)
. (203)
Обозначения, принятые в формулах (201)-(203):
- геометрическая длина сквозного стержня;