8.3.1. Снижение безопасности движения на участках со значительными продольными уклонами дороги связано с повышенным количеством обгонов, увеличением скоростей движения автомобилей на спусках, ограничением видимости на выпуклых переломах продольного профиля.
8.3.2. Короткие участки со значительными уклонами, если позволяют местные условия, целесообразно перестраивать в ходе работ по ремонту дороги, уменьшая величину уклона до 30...40‰.
8.3.3. На выпуклых переломах продольного профиля с необеспеченной видимостью предусматривается увеличение радиусов выпуклых вертикальных кривых. Их минимальную величину рассчитывают из условия обеспечения видимости встречного автомобиля, исходя из скорости транспортного потока обеспеченностью 85%, по формуле:
, (8.5)
где - расстояние видимости встречного автомобиля:
, (8.6)
- скорость транспортного потока обеспеченностью 85%, км/ч;
- коэффициент эффективности торможения, 1,2;
- коэффициент продольного сцепления;
- запас расстояния, 510 м;
- время реакции водителя;
- высота глаза водителя над поверхностью дорожного покрытия, 1,2 м.
8.3.4. В пределах вертикальных вогнутых кривых, расположенных в конце крутых спусков, рекомендуется устраивать уширение проезжей части с каждой стороны не менее чем на 0,5 м, и укрепление обочин каменным материалом.
8.3.5. При недостаточном расстоянии видимости в пределах вертикальных выпуклых кривых предусматриваются рекомендуемые в п.8.3.4 уширение проезжей части и укрепление обочин для улучшения условий разъезда встречных потоков автомобилей.
8.3.6. На участках подъемов длиной более 1 км при уклонах 60‰ и более в 4 и 5-й дорожно-климатических зонах необходимо предусматривать не реже чем через 0,5 км уширение проезжей части до 3,0 м за счет обочин или земляного полотна длиной 50...100 м для кратковременной остановки грузовых автомобилей, у которых перегрелся двигатель.
8.3.7. На участках подъемов двухполосных дорог II, III категории при уклонах более 30‰ и длине участка более 1 км, а при уклонах более 40‰ - при длине свыше 0,5 км необходимо предусматривать устройство дополнительных полос для движения автомобилей с низкими динамическими качествами в соответствии с действующими нормативами.
8.3.8. В целях повышения пропускной способности, удобного и безопасного слияния потоков автомобилей, движущихся по дополнительной и основной полосам проезжей части, длину участка дополнительной полосы за подъемом на двухполосных дорогах принимают с учетом интенсивности движения:
Интенсивность движения сторону подъема*, авт./сут | 3000 | 5000 | 6500 | 8000 и более |
Общая протяженность полосы за пределами подъемов, м | 50 | 100 | 150 | 200 |
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
8.3.9. Ширину дополнительной полосы движения принимают постоянной на всем протяжении подъема равной 3,5 м.
8.3.10. Длину отгона ширины дополнительной полосы принимают равной 60 м.
8.3.11. Устройство дополнительных полос проезжей части рекомендуется на спусках двухполосных дорог с уклонами более 30‰ при более 700 авт./ч.
8.3.12. На спусках дорог в горной местности с уклоном более 50‰ устраивают аварийные тормозные съезды для остановки автомобилей, у которых отказала тормозная система. Аварийные съезды представляют собой идущий на подъем с уклоном не менее 100‰ тупик, продолжающий направление повернувшей дороги или примыкающий к ней под углом не более 20° со щебеночным или гравийным покрытием (рис.8.4).