9.1.1. Зрительное ориентирование водителей
9.1.1.1. Дорога проектируется с учетом зрительной ясности на достаточно больших расстояниях, позволяющих водителю оценивать и прогнозировать дорожные условия, например изменение направления дороги. Расстояние, на котором обеспечивается зрительная ясность дороги, в 1,5...2 раза больше расстояния видимости при обгоне.
9.1.1.2. Взгляд водителя последовательно задерживается на привлекающих его внимание опорных точках. Благодаря их расположению у водителя складывается впечатление о дальнейшем направлении дороги, в том числе и за пределами непосредственной видимости. Резкое изменение направления является причиной неправильных действий водителей, повышающих вероятность возникновения ДТП.
9.1.1.3. Наиболее опасными являются участки, неверно ориентирующие водителя о дальнейшем направлении дороги, и участки, на которых в течение даже короткого времени (5 с и менее) дальнейшее направление дороги определить невозможно.
Частая ошибка, вызывающая создание так называемого ложного хода и неверно ориентирующая водителя, связана с расположением примыканий дорог на обходах населенных пунктов. Для устранения возникновения ложного хода примыкание рекомендуется переносить на кривую (рис.9.1.1).
Рис.9.1.1. Пример появления ложного хода (а) и его исправление (б)
9.1.1.4. Средствами зрительного ориентирования водителей являются:
- полотно дороги в целом, границы проезжей части, линии разметки на покрытии, укрепленные обочины, краевые полосы, направляющие столбики и ограждения, мачты освещения;
- растительность, особенно высокие деревья, вершины которых возвышаются за переломом продольного профиля, хорошо видна издалека и делает понятным дальнейшее направление дороги. Ряды деревьев с внешней стороны кривой подчеркивают поворот дороги (рис.9.1.2, а). На примыканиях второстепенных дорог к дорогам более высокой категории посадка группы деревьев по направлению оси второстепенной дороги против примыкания (рис.9.1.2, б) указывает на место примыкания и, зрительно создавая впечатление препятствия на дороге, способствует непроизвольному снижению водителями скоростей движения автомобилей, приближающихся к пересечению.
Рис.9.1.2.2. Использование деревьев для подчеркивания направления дороги:
а - вершины деревьев указывают направление дороги за переломом продольного профиля; б - выделение главной дороги на примыкании
9.1.1.5. Отдаленные возвышающиеся элементы рельефа в однообразной местности, строения, растительные группы, специально создаваемые близ дороги, или доминирующие архитектурные формы служат средством повышения внимания водителя (рис.9.1.3).
Рис.9.1.3. Ориентирование длинных прямых участков дороги на возвышающиеся предметы
9.1.2. Обеспечение видимости дороги
9.1.2.1. Фактические расстояния видимости на кривых в плане и в продольном профиле определяют скорости движения, которые при недостаточной видимости существенно снижаются по сравнению со скоростями, обеспечиваемыми радиусами кривых и коэффициентами сцепления покрытий. При равных значениях видимости количество ДТП на участках вертикальных кривых примерно в 2 раза выше, чем на кривых в плане, что указывает на необходимость повышенного внимания к обеспечению видимости при проектировании продольного профиля.
9.1.2.2. Рекомендуется, учитывая условия местности, принимать расстояния видимости поверхности дороги не менее 450 м. Минимальное расстояние видимости не должно быть меньше расстояний, установленных действующими стандартами и нормами.