8.2.1. Основные положения
8.2.1.1. Основными причинами повышенной аварийности на участках дорог с кривыми в плане малых радиусов являются: увеличение значения поперечной силы, действующей на автомобиль; уменьшение расстояния видимости; усложнение условий управления автомобилем.
8.2.1.2. Для обеспечения безопасности движения на кривых в плане могут быть применены следующие мероприятия:
- перестройка кривых с увеличением их радиуса;
- устройство виражей и переходных кривых;
- увеличение расстояния видимости путем устройства срезок видимости;
- устройство разделительных островков на участках с необеспеченной видимостью;
- ограничение скоростей движения и обгонов;
- оборудование участка дороги предупреждающими дорожными знаками;
- установка направляющих устройств и ограждений;
- устройство шероховатых покрытий проезжей части.
8.2.1.3. На закруглениях с необеспеченной видимостью (горные условия, застроенная территория, участки под путепроводами и т.п.) рекомендуется устраивать разделительные островки шириной не менее 1,0 м или устанавливать ограждения.
8.2.2. Устройство виражей
8.2.2.1. Вираж является эффективным средством повышения удобства и безопасности движения на кривых малых радиусов; его рекомендуется устраивать, если это позволяют условия водоотвода, на всех кривых с радиусом 3000 м и менее на дорогах I категории, 2000 м и менее - на дорогах других категорий.
Наличие виража облегчает управление автомобилем, способствует увеличению устойчивости автомобиля на кривой.
8.2.2.2. При назначении уклонов виражей рекомендуется исходить из условия, что при движении с расчетной скоростью часть поперечной силы, уравновешивающейся за счет виража, не должна быть более 1/3, а 2/3 должны уравновешиваться за счет поперечного сцепления шин с покрытием. Величину уклона виража рассчитывают по формуле (8.2), но при этом уклон виража не должен превышать предельных значений, установленных действующими нормами для различных категорий дорог, в соответствии с которыми он составляет от 20 до 60‰ (не более 40‰ в районах с частым образованием гололеда). В районах с единичными случаями образования гололеда и сохранением снежного покрова в течение двух месяцев и менее на кривых радиусом не более 250 м может быть увеличен до 100‰.
, (8.2)
где - уклон виража;
- ускорение силы тяжести, м/с;
- скорость движения, м/с;
- радиус кривизны в конце переходной кривой, м;
- коэффициент поперечной силы, принимается равным 0,15, в сложных условиях - 0,20.
8.2.2.3. Для того чтобы уменьшить дополнительный продольный уклон на участке отгона виража и улучшить зрительную плавность внешней кромки кривой, переход от двускатного профиля к односкатному лучше осуществлять путем вращения проезжей части вокруг ее оси.
8.2.2.4. На участках горных дорог с серпантинами рекомендуется устраивать ступенчатый вираж (рис.8.2), позволяющий повысить скорость и безопасность движения. При этом средняя полоса проезжей части выполняется с поперечным уклоном, соответствующим радиусу кривой, а внутренним и внешним полосам на ширину не менее 2 м придают уклон: больше на 10...20‰ для внутренней и на 10...40‰ для внешней полосы.