8.1.1. Число полос движения
8.1.1.1. Количество основных полос проезжей части, предназначаемых для пропуска расчетных объемов движения по дороге, устанавливается действующими стандартами на классификацию и элементы автомобильных дорог.
8.1.1.2. В целях увеличения пропускной способности дороги и повышения безопасности движения на сложных участках могут предусматриваться дополнительные полосы проезжей части. Рекомендации по их устройству на участках затяжных подъемов, на пересечениях, в зоне железнодорожных переездов, в пределах населенных пунктов и на подходах к ним приводятся в п.п.8.3, 9.2, 9.4, 9.5.
8.1.1.3. На пригородных участках дорог с интенсивным движением маршрутных автобусов возможно устройство дополнительных полос, предназначаемых для использования только этим видом общественного транспорта. Целесообразность их устройства определяется по графику на рис.8.1.
Рис.8.1. Области применимости дополнительных полос для маршрутных автобусов при различных расстояниях между остановками:
1 - 400 м; 2 - 800 м; 3 - 1200 м;
- интенсивность движения автобусов, авт/ч; - общая интенсивность движения в одном направлении, авт./ч (на многополосных дорогах - по правой крайней полосе)
8.1.1.4. Устройство дополнительных полос, предназначаемых для использования медленнодвижущимися тракторами с прицепами, рекомендуется при технико-экономическом обосновании как способ сохранения высоких транспортно-эксплуатационных качеств дорог в периоды интенсивных перевозок сельскохозяйственной продукции длительностью месяц и более (табл.8.1).
Таблица 8.1
Количество тракторов в потоке, % | Тип дополнительной полосы* при интенсивности движения, авт./ч | |||
200 | 400 | 600 | 800 | |
0-3 | - | - | - | I |
3-5 | - | I | I | II |
5-10 | - | I | II | III |
10-15 | I | II | III | III |
________________
* I тип - полосы длиной 1-2 км, с расстоянием между ними 8-10 км; II тип - длиной 1,5-2,5 км с расстоянием 6-8 км; III тип - длиной 2-3 км с расстоянием 4-6 км.
8.1.1.5. На пересечениях и съездах в одном уровне со светофорным регулированием дополнительные полосы для правого и левого поворотов устраиваются при интенсивности поворачивающего движения более 50 авт./ч.
8.1.1.6. На регулируемом пересечении пропускную способность прямого направления можно повысить за счет увеличения числа полос движения перед стоп-линией. При этом следует стремиться допускать длину очереди автомобилей перед стоп-линией не более 5 автомобилей, поскольку при большей длине очереди снижается эффективность использования фазы зеленого сигнала. Длина такой полосы рассчитывается по формуле:
, (8.1)
где - длина полосы полной ширины, м;
- длина расчетного автомобиля, м;
- расчетное количество автомобилей в очереди.
8.1.2. Ширина полосы движения
8.1.2.1. На автомобильной дороге ширина полосы движения, предназначенная для движения транспортных потоков, должна соответствовать требованиям действующих стандартов на геометрические элементы дорог. В особых случаях ширина полосы движения может быть уменьшена. Это относится только к тем полосам, движение по которым осуществляется со скоростями менее 45 км/ч или с предварительной остановкой:
- уширения у стоп-линий на пересечениях в одном уровне для левоповоротного движения с обязательной предварительной остановкой;
- остановочные полосы;
- проезды на автомобильных стоянках;