5.3.1. Статистические модели распознавания участков дорожной сети с повышенным риском возникновения ДТП являются неотъемлемой частью общей системы выделения ресурсов на повышение безопасности дорожного движения. Способы, позволяющие эффективно выявлять и своевременно устранять опасные участки дорог, приводят к экономии значительных средств за счет адресного планирования и реализации мероприятий по снижению аварийности, связанной с дорожными условиями.
Модернизация мест с особо высоким количеством ДТП за счет их ремонта и реконструкции позволяет достичь существенного снижения аварийности по сравнению с исходным уровнем при высокой экономической эффективности и достаточно быстрой окупаемости затрат.
Участки дорог, на которых относительные показатели аварийности за определенный период времени превышают установленный критический уровень, принято классифицировать как участки концентрации ДТП.
5.3.2. Анализ распределения ДТП по протяжению дорог необходимо проводить ежегодно для выявления участков концентрации происшествий, изучения причин их возникновения на определенных участках и назначения мероприятий по совершенствованию дорожных условий.
5.3.3. Для планирования дорожных работ с учетом требований безопасности движения, разработки и реализации мероприятий и программ по безопасности движения, имеющих цель снижение аварийности на участках концентрации ДТП, рекомендуется использовать "Методические рекомендации по назначению мероприятий для повышения безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий" (утверждены Росавтодором 30.03.2000 г.), в которых к местам концентрации ДТП отнесены участки с уровнем аварийности, превышающим установленные критические значения. Областью применения метода являются дороги общего пользования федерального и регионального значения при наличии достоверной информации о ДТП с пострадавшими за период не менее 3-х лет и данных по интенсивности движения.
5.3.4. При среднегодовой суточной интенсивности движения свыше 3000 авт./сут к участкам концентрации ДТП относят любые участки дорог, на которых абсолютное число ДТП за рассматриваемый период не менее значений, приведенных в табл.5.3.1, а коэффициент относительной аварийности - не менее значений, приведенных в табл.5.3.2.
Таблица 5.3.1
Интенсивность движения, авт./сут | Минимальное количество ДТП за три года на участках их концентрации при длине участка, м | ||||
до 200 | 200-400 | 400-600 | 600-800 | 800-1200 | |
3000-7000 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
7000-11000 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 |
11000-13000 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 |
13000-15000 | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 |
15000-17000 | 3 | 4 | 5 | 5 | 6 |
17000-20000 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Более 20000 | 4 | 4 | 6 | 6 | 8 |
Таблица 5.3.2
Тип автомобильных дорог | Минимальное значение коэффициента относительной аварийности на участках концентрации ДТП, число ДТП на 1 млн авт.-км | ||
вне пределов населенного пункта | в пределах населенного пункта | ||
Многополосные с разделительной полосой | 0,06 | 0,10 | |
Многополосные без разделительной полосы с интенсивностью движения, авт./сут | менее 14000 | 0,14 | 0,22 |
14000-28000 | 0,12 | 0,20 | |
более 28000 | 0,10 | 0,18 | |
Двухполосные с интенсивностью движения, авт./сут | менее 4000 | 0,14 | 0,24 |
4000-8000 | 0,10 | 0,15 | |
более 8000 | 0,08 | 0,12 |
Местоположение участков концентрации ДТП устанавливают в соответствии с рекомендациями прил.5, П-5.1.
5.3.5. При необходимости выявления участков концентрации ДТП на дорогах с интенсивностью движения свыше 3000 авт./сут в условиях отсутствия полных данных о местоположении ДТП (отсутствует метровая привязка) допускается применять упрощенный метод, являющийся частным случаем метода последовательных приближений (см. прил.5).
5.3.6. Для выявления участков концентрации ДТП на дорогах с интенсивностью движения менее 3000 авт./сут используются критические показатели аварийности, представленные в табл.5.3.3.
Таблица 5.3.3
Интенсивность движения, авт./сут | Минимальная плотность ДТП на участках их концентрации, шт. в год/1 км | |
вне населенных пунктов | в пределах населенных пунктов | |
Менее 1000 | 0,28 | 0,38 |
1000...1200 | 0,29 | 0,42 |
1200...1400 | 0,30 | 0,53 |
1400...1600 | 0,32 | 0,60 |
1600...1800 | 0,34 | 0,64 |
1800...2000 | 0,36 | 0,72 |
2000...2200 | 0,39 | 0,85 |
2200...2400 | 0,43 | 0,90 |
2400...2600 | 0,46 | 0,94 |
2600...2800 | 0,50 | 1,00 |
2800...3000 | 0,54 | 1,20 |
3000...3200 | 0,60 | 1,25 |
К участкам концентрации ДТП относятся участки дорог, на которых фактическая плотность ДТП (среднее число ДТП в год на 1 км) не менее значений, указанных в табл.5.3.3, при данной среднегодовой суточной интенсивности движения (см. прил.5).
5.3.7. При отсутствии сведений о фактической интенсивности движения (например, на автомобильных дорогах регионального значения) на период до их получения временно допускается применять метод выявления участков концентрации ДТП, основанный на использовании следующей исходной информации:
- сведения об адресах ДТП (достаточна точность привязки к указателям километров на дороге), повлекших гибель или ранения людей, совершенных за расчетный период;
- данные о фактических расстояниях между километровыми столбами на рассматриваемых дорогах.
В этом случае к участкам концентрации ДТП относят участки дорог, на которых абсолютное число ДТП за расчетный период не менее значений, указанных в табл.5.3.4, при данной фактической плотности ДТП (см. прил.5).
Таблица 5.3.4
Плотность ДТП, шт. в год/1 км | Минимальное количество ДТП за три года на участках их концентрации при длине участка, м | ||
менее 1000 | 1000...2000 | 2000...3000 | |
Менее 0,20 | 3 | 4 | 4 |
0,20...0,24 | 3 | 4 | 5 |
0,24...0,28 | 3 | 4 | 5 |
0,28...0,32 | 4 | 4 | 5 |
0,32...0,44 | 4 | 5 | 5 |
0,44...0,52 | 4 | 5 | 6 |