5.1.1. Коэффициентами безопасности называют отношение максимальной скорости движения на участке к максимальной скорости въезда автомобилей на этот участок (начальная скорость движения).
5.1.2. Для определения коэффициентов безопасности при построении теоретического графика скоростей движения по дороге в обычную методику расчета скоростей вносят изменения, направленные на учет опасных ситуаций:
а) для реконструируемых дорог не принимают во внимание общие ограничения скорости движения Правилами дорожного движения и местные ограничения скорости (в населенных пунктах, на переездах железных дорог, на пересечениях с другими дорогами, на кривых малых радиусов, в зонах действия дорожных знаков и др.);
б) в случае резкого различия условий движения по дороге в разных направлениях (например, на затяжных подъемах горных дорог) график коэффициентов безопасности можно строить только для того направления, в котором может быть развита наибольшая скорость;
в) не учитывают участки постепенного снижения скорости, необходимые для безопасного въезда на кривые малых радиусов, на пересечения, узкие мосты, т.е. берут соотношение скорости, обеспечиваемой данным участком, и максимально возможной скорости в конце предшествующего участка.
5.1.3. При построении графика коэффициентов безопасности (рис.2.1*) в конце каждого участка определяют максимальную скорость, которую можно развить без учета условий движения на последующих участках, для расчета рекомендуется использовать стандартные программы для ЭВМ.
________________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: (рис.5.1). - Примечание изготовителя базы данных.
Рис.5.1. Линейный график скоростей движения одиночных автомобилей и график коэффициентов безопасности*
________________
* Рисунок соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
5.1.4. Участки по опасности для движения оценивают исходя из значений коэффициента безопасности. В проектах новых дорог недопустимы участки с коэффициентами безопасности, меньшими 0,8. В проектах реконструкции и капитального ремонта допустимые значения коэффициента безопасности принимаются по табл.5.1. Начальные скорости и ускорения определяются наблюдениями на дороге или с помощью ходовых лабораторий.
Таблица 5.1
Степень опасности участка дороги | Коэффициент безопасности при отрицательных ускорениях, м/с | |
0,5...1,5 | 1,5...2,5 | |
Начальная скорость движения 60...80 км/ч | ||
Неопасный | более 0,6 | более 0,65 |
Опасный | 0,45...0,6 | 0,55...0,65 |
Очень опасный | менее 0,45 | менее 0,5 |
Начальная скорость движения 85...100 км/ч | ||
Неопасный | более 0,7 | более 0,75 |
Опасный | 0,55...0,7 | 0,6...0,75 |
Очень опасный | менее 0,55 | менее 0,6 |
Начальная скорость движения 105...140 км/ч | ||
Неопасный | более 0,8 | более 0,85 |
Опасный | 0,65...0,8 | 0,7...0,85 |
Очень опасный | менее 0,65 | менее 0,7 |
5.1.5. Метод коэффициентов безопасности учитывает движение одиночного автомобиля, что характерно для условий движения на дорогах с малой интенсивностью или часов спада движения на более загруженных дорогах. Это не препятствует его использованию для дорог всех типов, поскольку при высокой интенсивности движения обгоны практически исключаются, а расчет для одиночного автомобиля направлен на повышение безопасности.