П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003
ПРАВИЛА ПО СЕРТИФИКАЦИИ
Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте
Требования к испытательным центрам (лабораториям) и порядок их аккредитации
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Государственным учреждением "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" (PC ФЖТ) МПС России
ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России
ИСПОЛНИТЕЛИ: В.А.Матюшин, канд. техн. наук; В.А.Морозов; А.В.Мышко
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 25 июня 2003 года N Р-634у
3 Настоящие правила представляют собой аутентичный текст правил по межгосударственной стандартизации ПМГ 39-2001 "Система сертификации на железнодорожном транспорте. Требования к испытательным центрам или лабораториям и порядок их аккредитации" с учетом особенностей законодательства Российской Федерации в области аккредитации и Правил Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте
4 ВЗАМЕН П ССФЖТ 05-97
Настоящие правила устанавливают основные требования, которым должен соответствовать испытательный центр (лаборатория) [далее - испытательный центр (ИЦ)], чтобы быть признанными в качестве компетентной организации для проведения испытаний в целях сертификации технических средств железнодорожного транспорта, поставляемых железнодорожному транспорту государств - участников "Соглашения между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества Независимых Государств, Литовской Республики, Эстонской Республики о проведении согласованной политики по сертификации объектов сертификации железнодорожного транспорта от 28 мая 1999 г." (далее - Соглашение).
Настоящие правила предназначены для руководства и использования в Системе сертификации на федеральном транспорте (ССФЖТ) с целью признания результатов аккредитации в государствах-участниках соглашения:
- органом по аккредитации при аккредитации ИЦ и проведении инспекционного контроля за его деятельностью;
- испытательным центром при разработке документов, определяющих его статус, при подготовке к аккредитации и функционировании в качестве аккредитованного ИЦ.
В настоящих правилах применяются следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 орган по сертификации: Орган, проводящий сертификацию определенных объектов сертификации.
2.2 объект сертификации железнодорожного транспорта (объект ЖТ): Технические средства железнодорожного транспорта (ТСЖТ), поставляемые железным дорогам Российской Федерации, государств - участников Соглашения и другим юридическим лицам для эксплуатации на железнодорожном транспорте; системы качества; производство ТСЖТ; услуги, предоставляемые пассажирам на железнодорожном транспорте.
2.3 аккредитация: Официальное признание органом по аккредитации компетентности (способности) организации или эксперта выполнять работы в определенной (заявленной) области деятельности по сертификации.
2.4 орган по аккредитации: Орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию.
2.5 критерии аккредитации: Требования, используемые органом по аккредитации, которым должна отвечать организация (как объект аккредитации), чтобы быть аккредитованной.
2.6 область аккредитации: Одна или несколько работ, на выполнение которых аккредитована конкретная организация.
2.7 аттестация (организации): Проверка организации с целью определения ее соответствия установленным требованиям (критериям) аккредитации.
2.8 аттестат аккредитации: Документ, выдаваемый организации органом по аккредитации в установленном им порядке, который регистрирует факт официального признания ее компетентности в определенной области деятельности.
2.9 третья (независимая) сторона: Лицо или организация, признанные независимыми от сторон (изготовителей, поставщиков, исполнителей - первая сторона, и потребителей - вторая сторона), участвующих в рассматриваемом вопросе.
2.10 испытательный центр (ИЦ) (лаборатория): Оснащенное необходимым испытательным оборудованием и средствами измерений, технически компетентное и признанное независимым от изготовителей (поставщиков, исполнителей) и потребителей либо только технически компетентное юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке и проводящее испытания для целей сертификации и выдачу протокола испытаний.
3.1 Испытания для целей сертификации ТСЖТ проводятся аккредитованными ИЦ.
Аккредитация ИЦ в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами ССФЖТ проводится федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (ФОИВ ЖТ), являющимся в ССФЖТ органом по аккредитации.
ИЦ могут быть также аккредитованы в других системах аккредитации государств - участников Содружества в соответствии с ПМГ 39-2001 "Система сертификации на железнодорожном транспорте. Требования к испытательным центрам (лабораториям) и порядок их аккредитации".
3.2 Аттестация ИЦ проводится комиссией органа по аккредитации с участием в случае необходимости представителей национального органа по аккредитации и иных заинтересованных организаций в порядке, установленном настоящими правилами.
3.3 В качестве ИЦ могут быть аккредитованы технически компетентные и признанные независимыми от изготовителей (поставщиков, исполнителей) и потребителей юридические лица, независимо от их отраслевой принадлежности и формы собственности, удовлетворяющие требованиям настоящих правил.
Возможна аккредитация ИЦ в качестве только технически компетентного при условии проведения испытаний под контролем представителя органа по сертификации либо уполномоченного органом по сертификации, путем выдачи доверенности, сотрудника экспертного центра по сертификации или иного компетентного лица.
ИЦ, созданные на базе научно-исследовательских, учебных, проектных и проектно-конструкторско-технологических организаций железнодорожного транспорта и промышленности, признаются независимыми при соблюдении следующих условий:
- устав организации подтверждает ее статус как третьей (независимой) стороны в сфере заявляемой области аккредитации;
- наличии утвержденной организационной структуры, обеспечивающей выполнение работ в заявленной области аккредитации;
- наличии отдельного счета в банке или внутреннего субсчета;
- отсутствии у руководителя ИЦ контракта с вышестоящей организацией, заинтересованной в результатах испытаний (железнодорожной администрацией, корпорацией, концерном, акционерным обществом и т.д.).
ИЦ, созданные на базе предприятий-изготовителей, могут быть признаны независимыми в части проведения испытаний ТСЖТ других предприятий-изготовителей, если документально подтверждено, что:
- виды однородной продукции, заявляемые в области аккредитации, не изготавливаются на предприятии - заявителе на аккредитацию;
- предприятие-заявитель на аккредитацию не связано никакими коммерческими отношениями с предприятиями, изготавливающими виды однородной продукции, заявляемые в области аккредитации.
Окончательное решение о признании статуса независимости ИЦ принимается органом по аккредитации.
3.4 Все аккредитованные ИЦ подлежат обязательной регистрации в Реестре, который ведется органом по аккредитации.
3.5 Деятельность ИЦ должна осуществляться в соответствии с положением об ИЦ и настоящими правилами на основе аттестата аккредитации (документа об уполномочивании) или иного документа на право проведения испытаний ТСЖТ для целей сертификации, выдаваемого органом по аккредитации.
4.1 ИЦ должен обеспечить заявителю беспрепятственный доступ к информации о предоставляемых им услугах и процедурах проведения испытаний, не должен выдвигать неприемлемых для заявителя финансовых или иных условий, не обусловленных объективными причинами. Процедуры, с помощью которых ИЦ осуществляет свою деятельность, не должны носить дискриминационного характера.
4.2 ИЦ должен:
- иметь юридический статус в соответствии с законодательством Российской Федерации. ИЦ может обладать статусом юридического лица либо входить в состав другого юридического лица в качестве самостоятельного структурного подразделения, деятельность которого определена соответствующим распорядительным документом. ИЦ может входить в состав экспертного центра по сертификации;
- быть укомплектован персоналом, соответствующим требованиям раздела 7 настоящих правил, обладающим определенным опытом работы с нормативными документами, опытом работы в области испытаний и оценки качества ТСЖТ в соответствии с заявленной областью аккредитации;
- иметь испытательное оборудование, аттестованное в соответствии с ГОСТ Р 8.568 "Аттестация испытательного оборудования. Основные положения", средства измерений, поверенные или калиброванные в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", позволяющие проводить испытания ТСЖТ в соответствии с областью аккредитации;
- иметь подробные документированные процедуры проведения испытаний ТСЖТ, учитывающие специфику средств испытаний ИЦ и его организационную структуру в соответствии с требованиями раздела 10 настоящих правил;
- быть способным продемонстрировать при аккредитации практическое проведение контрольных испытаний в соответствии с организационно-методическими документами ИЦ;
- иметь необходимые помещения для проведения работ и средства обеспечения в них параметров окружающей среды, соответствующих установленным требованиям;
- выполнять функции, обеспечивающие проведение испытаний ТСЖТ в соответствии с заявленной областью аккредитации;
- предотвращать коммерческое, финансовое или другое давление на персонал ИЦ, способное оказать влияние на результаты испытаний ТСЖТ;
- обладать компетентностью, позволяющей объективно и достоверно проводить испытания ТСЖТ;
- иметь актуализированный фонд нормативных документов, устанавливающих требования к ТСЖТ и методы испытаний;
- иметь систему регистрации результатов испытаний ТСЖТ и хранения материалов, подтверждающих результаты проведенных испытаний;
- иметь документированную функционирующую систему обеспечения качества.
4.3 ИЦ не должен заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении его независимости и беспристрастности при проведении испытаний ТСЖТ.
5.1 Структура ИЦ должна гарантировать его беспристрастность и обеспечивать четкое выполнение всех его функций, в первую очередь процедуры проведения испытаний ТСЖТ в соответствии с заявленной областью аккредитации.
5.2 При аккредитации ИЦ, не имеющего собственного юридического лица и входящего в состав другого юридического лица, его структура должна быть определена приказом руководителя юридического лица, подающего заявку на аккредитацию.
В приказе о создании ИЦ должен быть назначен руководитель ИЦ и оговорено его право использования печати юридического лица для утверждения протоколов сертификационных испытаний, выпускаемых ИЦ для ССФЖТ.
Создаваемая структура ИЦ может не рассматриваться как постоянно действующее подразделение, а только предназначаться для функционирования в целях проведения сертификационных испытаний в ССФЖТ.
Допускается, чтобы сотрудники ИЦ имели две должности: одну в рамках структуры ИЦ, аккредитованного в ССФЖТ, а вторую по своей основной работе в структуре юридического лица, подающего заявку на аккредитацию.
5.3 ИЦ должен иметь постоянный (штатный) квалифицированный и прошедший специальную подготовку и аттестацию персонал, возглавляемый Руководителем ИЦ.
Под штатным персоналом ИЦ, не имеющего собственного юридического лица, понимается штатный персонал организации, на базе которой создан ИЦ, который участвует в работе организационной структуры ИЦ, утвержденной при аккредитации.
5.4 Организационная структура ИЦ должна включать:
- руководство ИЦ, обеспечивающее выполнение всех необходимых функций управления;
- лицо, ответственное за связь с органом по аккредитации;
- управляющий коллегиальный орган (при необходимости);
- исполнительные подразделения, осуществляющие проведение (или координацию проведения) испытаний ТСЖТ;
- обеспечивающие подразделения, осуществляющие нормативное, метрологическое, информационное, организационное, финансово-бухгалтерское, архивное, юридическое, материально-техническое и иные виды обеспечения деятельности ИЦ. Для ИЦ, не имеющих юридического лица, в качестве обеспечивающих подразделений могут выступать соответствующие подразделения организации, на базе которой создан ИЦ, при наличии необходимых распорядительных документов руководства организации;
- схему взаимодействия с другими участниками ССФЖТ;
- группы внештатных экспертов и специалистов (при необходимости).
Управляющий коллегиальный орган обеспечивает коллегиальное руководство деятельностью ИЦ в соответствии с требованиями настоящих правил и процедурами проведения испытаний ТСЖТ.
Управляющие коллегиальные органы целесообразно создавать в крупных многопрофильных ИЦ.
Основными функциями Управляющего коллегиального органа являются:
- формирование технической политики, определяющей деятельность ИЦ;
- контроль за реализацией принятой политики;
- контроль за установлением тарифов на работы и услуги ИЦ;
- утверждение в необходимых случаях состава нештатных специалистов, привлекаемых к проведению испытаний ТСЖТ.