Недействующий

О безопасности смазочных материалов, масел и специальных жидкостей. Технический регламент Таможенного союза

     Замечания и предложения, поступившие в Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, к проекту технического регламента Таможенного союза "О безопасности смазочных материалов, масел и специальных жидкостей"


Статья, пункт

Действующая редакция

Предложение

Комментарии

Общие замечания

Ко всему тексту регламента

В тексте регламента отсутствуют положения, выполнение которых обеспечивает или свидетельствует о соблюдении требований этого регламента (презумпция соответствия).

Общие замечания

Ко всему тексту регламента

Без проекта Перечня стандартов, предлагаемого в п. 4 Положения о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза (от 28.01.2011, утвержден Решением КТС N 527) и учета этих замечаний принятие данного технического регламента нецелесообразно.

Предисловие

Технический регламент Таможенного союза - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Технический регламент) гармонизирует объекты его применения, правила безопасного оборота (обращения) смазочных материалов, масел и специальных жидкостей (далее - продукция) на рынке в части

Уточнить или исключить

Что значит "гармонизирует объекты его применения",с чем?

Статья 1
п. 2

2. Технический регламент распространяется на выпускаемые в оборот (обращение) продукцию.

П.2 следует исключить.
Целесообразно разработать Приложение, в котором будет даваться четкий перечень объектов технического регулирования

Информация в п. 2 дублируется в п. 3 в более детальной формулировке.

предисловие

правил идентификации оценки (подтверждения) соответствия

правил идентификации и оценки (подтверждения) соответствия

Идентификация и оценка соответствия - различные процедуры.

Статья1,п.4

… по Государственному оборонному заказу Таможенного союза

… по Государственному оборонному заказу Сторон-участниц Таможенного союза

Оборонные заказы - сфера деятельности каждого государства в отдельности.

Статья 1, п. 4

Требования данного технического регламента не распространяются на продукцию,
поставляемую по Государственному оборонному заказу Таможенного союза и на экспорт за
пределы Таможенного союза.

Исключить "на экспорт за пределы Таможенного Союза" или дать положения, которыми должны руководствоваться предприятия-экспортеры - ВТО, ЕС.

В пояснительной записке не отражено соответствие технического регламента и международных, региональных Директив, регламентов и стандартов.

статья 2

Целесообразно дать определение "приемочные испытания" и "разработчик продукции" - в статье 2.

Данные термины используются в Приложении 1 к ТР.
Для исключения последующих разночтений термин "разработчик продукции" должен быть конкретно определён.

Статья 2,

масла отработанные - техническое масло, проработавшее срок или утратившее в процессе эксплуатации качество, установленное в нормативной документации, и слитое из рабочей системы. И далее по тексту

Что такое "нормативная документация" (в Статья 2 нет такого термина), или ввести термин или заменить на "межгосударственный или национальный стандарт".

Статья 2

масла отработанные - техническое масло, проработавшее срок или утратившее в процессе эксплуатации качество, установленное в нормативной документации, и слитое из рабочей системы;

Термин следует исключить

Далее по тексту вводится понятие "продукция отработанная", которое включает отработанные масла.
Одновременно предлагается изменить формулировку п. 7 Статьи 4 проекта настоящего технического регламента, где присутствует единственное использование понятия "масла отработанные", в этом случае отпадает необходимость давать отдельное определение данному понятию.

Статья 2

обращение с отходами - виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения:

Термин следует исключить.

Далее по тексту проекта настоящего регламента введенное понятие "обращение с отходами" не используется.

Статья2

Безопасность продукции - … ; безопасной считается продукция соответствующая государственному стандарту и настоящему ТР

Исключить процитированную часть определения

Предполагается, во-первых, принятие межгосстандартов, а во-вторых, учитывая добровольность применения стандартов, не только такая продукция считается безопасной

Статья2

безопасность продукции ….безопасной считается продукция соответствующая государственному стандарту и настоящему ТР ТС

безопасность продукции ….безопасной считается продукция, соответствующая международным, межгосударственным стандартам (при их отсутствии - национальным стандартам Сторон) и/или технической документации и настоящему ТР ТС

На территории всех Сторон данная продукция изготавливается по ТУ, что никак не ухудшает ее свойств с точки зрения безопасности. Кроме того, в настоящее время стандарты на продукцию либо не существуют вообще, либо настолько устарели, что не могут применяться в современных условиях.

Статья2

Продавец - … и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям ТР

Исключить процитированную часть определения

Такая ответственность не предусмотрена КОАП + продавец не имеет возможности проверить соответствие продукции требованиям ТР
Смазочные материалы и спец.жидкости, о которых говорится в названии документа не относятся к топливу.

критерии опасности - количественные и (или) качественные значения состояния продукции, на основании которых формируется оценка вида и величины опасного воздействия;

Целесообразно изложить:
критерии опасности - количественные и (или) качественные значения свойств продукции, на основании которых формируется оценка вида и величины опасного воздействия;

Статья 2

паспорт безопасности химической продукции - информационный документ, содержащий необходимые сведения о характеристиках опасности продукции;

паспорт безопасности - документ установленной формы, содержащий сведения об опасных свойствах химической продукции, сведения об изготовителях (поставщиках, импортерах) такой продукции, меры предупреждения и требования безопасности для обеспечения безопасного обращения химической продукции

Аналогично проекту Регламента о безопасности химической продукции.

Статья 2

продукция отработанная - совокупность смазочных материалов, масел и специальных жидкостей, близких по свойствам, но утративших качество, установленное в нормативной документации.

Предлагаем изложить в следующей редакции:
"продукция отработанная - смазочный материал, масло, специальная жидкость или совокупность вышеуказанных видов продукции, имеющих сходные свойства и (или) область применения, проработавшие срок или утратившие в процессе эксплуатации качество, установленное нормативной или эксплуатационной документацией;"

Длительность этапа жизненного цикла рассматриваемых видов продукции определяется в зависимости от стратегии эксплуатации (по назначенному ресурсу - срок или по фактическому состоянию - достижение предельного значения показателей качества). Предельные значения показателей качества гораздо чаше устанавливаются эксплуатационной документацией, чем нормативной.

Статья 2

приобретатель - юридическое лицо, в том числе иностранное или индивидуальный предприниматель, осуществляющий от своего имени применение продукции в технике в соответствии с паспортом качества, паспортом безопасности и областью применения;

исключить

Во всем тексте ТР нет ни одного его упоминания. Есть потребитель (пользователь).

Статья 2

продукция отработанная - совокупность смазочных материалов, масел и специальных жидкостей, близких по свойствам, но утративших качество, установленное в нормативной документации

продукция отработанная - совокупность смазочных материалов, масел и специальных жидкостей, утративших качество, установленное в нормативной документации

Что имеется ввиду -
близких по свойствам между собой - например моторное масло и компрессорное?

Статья 2

риск - сочетание вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

Предлагаем изложить в следующей редакции:
"риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;"

Целесообразно дать определение понятию "риск" полностью идентичное формулировке Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Статья 2

смазочный материал - материал, вводимый на поверхность трения для уменьшения силы трения и (или) интенсивности изнашивания;

Предлагаем изложить в следующей редакции:
"смазочный материал - материал, вводимый на поверхности трения для уменьшения трения и (или) интенсивности изнашивания;"

Трение - комплекс явлений в зоне контакта поверхностей двух перемещающихся относительно друг друга тел. Помимо механических (возникновения силы трения, износ) имеют место тепловые, электрические, акустические, магнитные явления.
Первоначальная редакция определения смазочного материала слишком узкая

Статья 2

смазка - мазеобразный продукт, отличающийся наличием структурного каркаса, образованного частицами загустителя, в ячейки которого включено масло (нефтяное, синтетическое, смесь), и предназначенный для снижения износа трущихся поверхностей, консервации изделий, герметизации уплотнений и соединений. В зависимости от содержания масла различают полужидкие и пластичные смазки

Термин следует исключить.

Далее по тексту проекта настоящего регламента введенное понятие "смазка" используется только в п. 10 Статьи 4. После изменения редакции данного пункта определение можно исключить.

Статья 2

смазочно-охлаждающие технологические средства (СОТС) - сложные многокомпонентные системы используемые для смазки и охлаждения при обработке металлов, способствующие снижению износа инструментов и повышению точности обрабатываемых деталей;

Далее по тексту регламента термин СОТС не применяется. Определение исключить.
Или в случае необходимости дать в другой формулировке:
смазочно-охлаждающие технологические средства (СОТС) - сложные многокомпонентные системы используемые для смазки и охлаждения при обработке материалов, способствующие снижению износа инструментов и повышению точности обрабатываемых деталей;

Указанная редакция определения слишком узкая - СОТС применяются при обработке и неметаллических конструкционных материалов.

Статья 2

специальные жидкости - нефтяные или синтетические жидкости для использования в качестве рабочего тела, теплоносителя или охлаждающей жидкости

требуется детальная проработка, так как данное определение является одним из определяющих моментов для определения области регулирования настоящего проекта ТР ТС

Необходимо конкретизировать определение, ибо в при такой формулировке под действие регламента подпадают тосол и этиленгликоль и не подпадают закалочные и кабельные масла, а также масла-пластификаторы.

Статья 2

специальные жидкости - нефтяные или синтетические жидкости для использования в качестве рабочего тела, теплоносителя или охлаждающей жидкости;

Предлагаем изложить в следующей редакции:
"специальные жидкости - нефтяного или ненефтяного происхождения за исключением воды, предназначенные для использования в качестве рабочего тела, теплоносителя или охлаждающей жидкости;"

Определение в первоначальной формулировки слишком узкое - исключает специальные жидкости на водно-спиртовой, спирто-растительной основе и др. происхождения.

Сюда попадают закалочные, кабельные масла, масла-пластификаторы?

Статья 2

смазочное масло - техническое масло для предупреждения или уменьшения (износа трущихся поверхностей) и уменьшения потерь на трение скольжения;

Термин следует исключить.

Далее по тексту проекта настоящего технического регламента понятие "смазочное масло" не используется.

Статья 2

смазочное масло - техническое масло для предупреждения или уменьшения (износа трущихся поверхностей) и уменьшения потерь на трение скольжения;

Убрать некорректные скобки:
смазочное масло - техническое масло для предупреждения или уменьшения износа трущихся поверхностей и уменьшения потерь на трение скольжения;

Статья 2

Целесообразно ввести
определения понятия масла

Статья 2

утилизация- переработка смазочных материалов и специальных жидкостей, утративших эксплуатационные свойства

дополнить
утилизация- переработка смазочных материалов, масел и специальных жидкостей, утративших эксплуатационные свойства

Статья2

масла отработанные - …., установленное в нормативной документации …

масла отработанные - …., установленное в нормативной и/или технической документации …

Статья2

взаимосвязанные с техническим регламентом стандарты - стандарты Таможенного союза …

взаимосвязанные с техническим регламентом стандарты - международные, межгосударственные, национальные стандарты Сторон …

Не существует стандартов Таможенного союза - есть национальные, межгосударственные, региональные, международные, стандарты организаций.

Статья2

паспорт безопасности химической продукции - информационный документ, содержащий необходимые сведения о характеристиках опасности продукции

Паспорт безопасности - документ установленной формы, содержащий сведения об опасных свойствах химической продукции, сведения об изготовителях (поставщиках, импортерах) такой продукции, меры предупреждения и требования безопасности для обеспечения безопасного обращения химической продукции

Определение необходимо взять из проекта ТР ТС "О безопасности химической продукции" - данный регламент прошел публичные обсуждения, его терминологический аппарат согласован, поэтому, исходя из необходимости унификации терминологии, нужно использовать аналогичное определение.

Статья2

продукция отработанная - совокупность смазочных материалов, масел, и специальных жидкостей, близких по свойствам, но утративших качество, установленное в нормативной документации

продукция отработанная - совокупность смазочных материалов, масел и специальных жидкостей, близких по свойствам, но утративших качество, установленное в нормативной и/или технической документации

Большинство производителей выпускают данную продукцию по ТУ (техническая документация).

Статья2

тара (упаковка) - по техническому регламенту ТС "О безопасности упаковки"

Тара - основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции;
упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции.

Ссылка на данный регламент не возможна, он не утвержден, предлагаем просто заимствовать понятие "тара" и "упаковка" из его проекта, тем более, что это - два совершенно различных термина.

Статья3, п.1

Продукция, размещаемая на рынке, должна:
иметь разработанную в утвержденном порядке нормативную документацию, …
иметь паспорт безопасности химической продукции в соответствии с установленными требованиями;

Продукция, размещаемая на рынке, должна:
иметь нормативную документацию, …
иметь паспорт безопасности химической продукции в соответствии с установленными законодательством Таможенного союза требованиями;

Отсутствует законодательно утвержденный порядок разработки нормативной документации, необходимо уточнить, кем (где) устанавливаются требования к паспорту безопасности химической продукции
Целесообразно исключить информации, содержащейся в паспорте безопасности

Статья3 п.1

Продукция, размещаемая на рынке должна:
иметь разработанную в утвержденном порядке нормативную документацию …

Продукция, размещаемая на рынке должна:
иметь разработанную в утвержденном порядке нормативную и/или техническую документацию

Большинство производителей выпускают продукцию по технической документации (например, ТУ).

Статья3 п.1

Продукция, размещаемая на рынке должна:
иметь паспорт безопасности химической продукции в соответствии с установленными требованиями

Продукция, размещаемая на рынке должна:
иметь паспорт безопасности установленной формы

Форма паспорта безопасности установлена в Приложении проекта ТР ТС "О безопасности химической продукции"

Статья 4
В целом

-

Основная цель настоящего технического регламента - защита жизни и здоровья людей - выполнена не полностью. Статью необходимо проработать более детально.

Согласно п. 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Конкретных требований в 4 статье проекта настоящего технического регламента нет.
Отсутствуют технические требования к продукции, которая имеет повышенную степень риска по отношению к жизни и здоровью людей: авиационные масла и гидравлические жидкости, тормозные жидкости и.т.п.

Статья4, п.1, 2

Хранение продукции должно осуществляться с …
При хранении продукции должны соблюдаться:

Необходимо указать, кем должны соблюдаться правила хранения и пр, кроме того, остается не ясно, будет ли хранение предметом государственного контроля/надзора

Статья 4 п. 3,5,7

3. Требования безопасности, условия и сроки хранения применительно к отдельным видам продукции могут устанавливаться техническими регламентами Таможенного союза на конкретный вид продукции…
5. Требования безопасности, условия и порядок перевозки отдельных видов продукции могут устанавливаться техническими регламентами Таможенного союза на конкретный вид продукции…
7. Требования безопасности, процедуры и условия утилизации для отдельных видов продукции могут устанавливаться Техническими регламентами Таможенного союза на конкретный вид продукции…

Предлагаем объединить п. 3,5, 7 в один пункт:
"Требования безопасности, условия и сроки хранения, порядок перевозки и эксплуатации, процедуры и условия утилизации отдельных видов продукции могут устанавливаться техническими регламентами Таможенного союза на конкретный вид продукции…"

1. Не охвачены все стадии жизненного цикла - отсутствует основной "эксплуатация" ( п. 4 Статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"). Смысловая нагрузка п. 3,5,7 дублируется.

Статья4, п.6

В целях охраны окружающей среды от загрязнения отработанная продукция, утратившая эксплуатационные свойства, а также тара (упаковка) из-под них подлежат обязательному сбору приобретателями и сдачи их продавцам. Продавец должен иметь возможность самостоятельно или по договору с третьей стороной осуществлять утилизацию отработанной продукции.

Необходимо предусмотреть возможность выбора для приобретателя - утилизировать самому или передать продавцу, при этом необходимо разработать соответствующие экономические механизмы, уравновешивающие эти возможности. Также необходимо установить срок сдачи/утилизации - в противном случае невозможно контролировать выполнение нормы. Необходимо также проработать экономические меры для продавцов.

Статья 4, пункт 6

В целях охраны окружающей среды от загрязнения отработанная продукция, утратившая эксплуатационные свойства, а также тара (упаковка) из-под них, подлежат обязательному сбору потребителями и сдачи их продавцам. Продавец должен иметь возможность самостоятельно или по договору с третьей стороной осуществлять утилизацию отработанной продукции.

В целях охраны окружающей среды от загрязнения отработанная продукция, утратившая эксплуатационные свойства, а также тара (упаковка) из-под них, подлежат обязательному сбору потребителями и сдаче специализированным организациям, имеющим разрешение на обращение с отходами, полученное в установленном порядке

Расхождение с пунктом 7 - кто все-таки должен осуществлять утилизацию - продавец, производитель или поставщик, в случае, если все эти лица разные?

Считаем, что утилизацией должны заниматься специализированные организации.

Статья 4, пункт 6

предлагается ответственность за утилизацию отработанной продукции, утратившую эксплуатационные свойства, а также тару (упаковку) возложить на потребителей (приобретателей) продукции. Т.к. возврат отработанной продукции, утратившую эксплуатационные свойства, а также тары (упаковки) станет технически сложным и материально дорогим процессом.

Статья 4 п.6

В целях охраны окружающей среды от загрязнения отработанная продукция, утратившая эксплуатационные свойства, а также тара (упаковка) из под них подлежат обязательному сбору приобретателями и сдачи их продавцам.

В целях охраны окружающей среды от загрязнения отработанная продукция, утратившая эксплуатационные свойства, а также тара из-под нее подлежат обязательному сбору приобретателями. Продавец или покупатель должен иметь возможность самостоятельно или по договору с третьей стороной осуществлять утилизацию отработанной продукции.

Исходя из терминов "тара" и "упаковка" (см. выше) предлагаем убрать требование обязательного сбора и утилизации упаковки.
Предлагаем исключить обязательное требование сдачи отработанной продукции (тары и упаковки) продавцу, так как оно ведет к необоснованным дополнительным затратам покупателей на возврат продукции, а продавца - на обязательную утилизацию. Кроме того, практически затруднительно выполнить данное требование - как вернуть отработанное масло, например в ЕС? Дешевле утилизировать в соответствии с требованиями национального законодательства. Считаем, что данный пункт содержит избыточные требования, что приведет к дополнительным экономическим и административным барьеры в торговле.

Статья 4 п.6

будет гораздо рентабельней и экономичней заключать договора на утилизацию тары с третьей стороной самими Приобретателями, т.к для возврата тары Продавцам потребуются дополнительные финансовые вложения Приобретателей.

Статья 4, пункт 7

Производители или поставщики смазочных материалов на территорию Таможенного союза обязаны обеспечить их утилизацию или вывоз за пределы границ Таможенного союза

Целесообразно чтобы утилизацией отработанной продукции должны заниматься специализированные организации, а не изготовители.

Статья 4 П. 7

 …Утилизация отработанных масел как самостоятельно, так и в смеси с другими нефтепродуктами путем сжигания запрещена, за исключением специализированных промышленных установок, прошедших государственную экологическую экспертизу…

Предлагаем изложить в следующей редакции: "…Утилизация отработанных смазочных материалов, масел и специальных жидкостей как самостоятельно, так и в смеси с другими нефтепродуктами путем сжигания запрещена, за исключением с использованием специализированных промышленных установок или технологий, прошедших государственную экологическую экспертизу…"

1. Утилизироваться сжиганием могут не только отработанные масла, но и другие виды продукции, рассматриваемой в проекте настоящего технического регламента.
2. П. 5 Статьи 11Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174 ФЗ "Об экологической экспертизе" определяет в качестве объекта государственной экологической экспертизы проекты технической документации, как на новую технику, так и на технологии.
Первоначальная формулировка п.7 будет сдерживать развитие и применение специальных технологий по сжиганию отработанной продукции в обычных установках (например в котельных на жидком топливе) без ущерба окружающей среды.

Статья 4 П. 7

предлагается утилизацию или вывоз за пределы Таможенного союза отработанных масел как самостоятельно, так и в смеси с другими нефтепродуктами возложить также на приобретателя продукции

Статья 4 П. 7

вопросом утилизации смазочных материалов должны заниматься предприятия, которые их используют (ПАТП и др.автомобильные парки), а не производители и продавцы.

Статья 4 П. 8

При сборе смазочных материалов и специальных жидкостей, утративших эксплуатационные свойства, должно быть исключено попадание в них органических растворителей, жиров, лаков, красок, эмульсий, химических веществ и загрязнений, а также смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, дизельным и/или печным топливом, мазутом.

 целесообразно исключить.

Смешение не всегда удается избежать технологически, например отработанная пластичная смазка из узлов трения, консервационные смазки с поверхностей деталей удаляются промыванием бензином или органическим растворителем.

Статья 4 П. 9

Смазочные материалы содержащие галогены, полихлорированные дифенилы и терфенилы подлежат уничтожению в порядке установленном экологическим законодательством Таможенного союза.

Предлагаем изложить в следующей редакции:
"Отработанная продукция, содержащая галогены, полихлорированные дифенилы и терфенилы подлежит уничтожению в порядке, установленном экологическим законодательством Таможенного союза."

Первоначальная формулировка с одной стороны сужает область распространения пункта только на смазочные материалы, а с другой полностью исключает возможность обращения такой продукции.

Статья4, п.9

… в порядке установленном экологическим законодательством Таможенного союза

… в порядке установленном экологическим законодательством стран - членов Таможенного союза

В ТС отсутствует единое экологическое законодательство

Статья4 п.9

Смазочные материалы содержащие галогены, полихлорированные дифенилы и терфенилы подлежат уничтожению в порядке установленном экологическим законодательством ТС

Смазочные материалы содержащие галогены, полихлорированные дифенилы и терфенилы подлежат уничтожению в порядке, установленном законодательствами Сторон-участниц ТС.

Не существует экологического законодательства ТС.

Статья 4 П.10

Отработанная продукция должна собираться раздельно в зависимости от назначения. Смешивание отработанных масел, смазок и специальных жидкостей не допускается.

Предлагаем изложить в следующей редакции:
"Отработанная продукция должна собираться раздельно по маркам или группам различных марок, имеющих сходные свойства и (или) область применения."

Технически целесообразно допускать смешивание близких марок отработанных нефтепродуктов, например моторных масел на минеральной основе, индустриальных масел и.т.д., что позволяет действующий ГОСТ 21046-86 "Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия".

Статья5 п.1

Идентификация продукции проводится:
органами ТС, уполномоченными на осуществление функций Государственного контроля (надзора)

Идентификация продукции проводится:
органами Сторон, уполномоченными на осуществление функций Государственного контроля (надзора)

Не существует и не планируется создание органов надзора ТС, надзор будет осуществляться уполномоченными национальными органами Сторон-участниц ТС.

Статья5, п.2

… (код ОКП, код ТН ВЭД)

Исключить код ОКП - может отсутствовать для ряда продукции

Целесообразно ли использовать код Общероссийского классификатора продукции для Таможенного союза?

Статья 5 п.2

Наименование импортируемой продукции должно быть установлено в соответствии с классификационной группировкой (код ОКП, код ТНВЭД)

Наименование импортируемой продукции должно быть установлено в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД ТС)

В документах ТС не ссылаются на национальные классификаторы РФ.

Статья5 п.3

Для определения физ-хим свойств импортируемой продукции должны использоваться качественные и количественные методы испытания, утвержденные органом, уполномоченным ТС на проведение согласованной политики в области безопасного оборота (обращения) продукции.

Для определения физ-хим. свойств импортируемой продукции должны использоваться качественные и количественные методы испытания, включенные в Перечень стандартов, обеспечивающих на добровольной основе соблюдение требований настоящего ТР ТС, утвержденные Комиссией Таможенного Союза.

Во-первых этот орган КТС;
во-вторых данное требование для импортной продукции содержит необоснованные административные барьеры для бизнеса, методы испытания, не включенные в Перечень взаимосвязанных стандартов к данному ТР, могут также применяться в качестве доказательной базы требованиям настоящего ТР (например международные, региональные, стандарты общепризнанных профессиональных организаций - ISO, EN, ASTM, ASME и т.п.), поскольку указанный перечень является добровольным см.Статья16 п.4 184-ФЗ "О техническом регулировании": 4. …..Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Статья5 п.3

Исследование (испытание) продукции проводится аккредитованными на этот вид деятельности испытательными лабораториями (центрами)

дополнить
Исследование (испытание) продукции проводится аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза

Статья5 п.3

Исследование (испытание) продукции проводится аккредитованными на этот вид деятельности испытательными лабораториями (центрами)

Исследование (испытание) продукции проводится аккредитованными на этот вид деятельности испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр ИЛ (ИЦ) Таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим ТР ТС

Испытания на соответствие требованиям ТР ТС должны проводится только в уполномоченных ИЛ (ИЦ) Комиссией ТС, если иное не предусмотрено соответствующей типовой схемой подтверждения соответствия согласно утв. КТС 07.04.2011 "Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в ТР ТС"

Статья5, п.3

Для определения физико-химических свойств импортируемой продукции должны использоваться качественные и количественные методы испытания, утвержденные органом, уполномоченным Таможенным союзом на проведение согласованной политики в области безопасного оборота (обращения) продукции.

исключить

Для продукции, подлежащей декларированию, производитель (импортер) сам определяет методы исследований, испытаний. Для сертифицируемой продукции также могут применяться альтернативные методы на основе собственных доказательств.

Статья 5, пункт 4

Определение отличительных признаков продукции производится по документации в соответствии с пунктом 2 статьи 3 настоящего технического регламента, а также по отчетам, описаниям и другим документам, характеризующим продукцию.

Определение отличительных признаков продукции производится по документации в соответствии с пунктом 1 статьи 3 настоящего технического регламента, а также по отчетам, описаниям и другим документам, характеризующим продукцию.

Пункт 2 статьи 3 говорит о маркировке продукции знаком обращения.
Отличительные признаки описаны в нормативном документе.

Статья 6

Оценка соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента проводится в форме:
оценки соответствия Заявителем (производителем, поставщиком, импортером),
поставляющим продукцию для размещения на рынке, при выпуске продукции в обращение;
государственного контроля (надзора) при выпуске в обращение и на стадии обращения продукции

Добавить "подтверждения соответствия"

Статья 6, пункт 1

Оценка соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента проводится в форме:
оценки соответствия Заявителем (производителем, поставщиком, импортером), поставляющим продукцию для размещения на рынке, при выпуске продукции в обращение;
государственного контроля (надзора) при выпуске в обращение и на стадии обращения продукции

В предисловии к ТР указано, что контроль (надзор) осуществляется на стадии обращения продукции на рынке, а не при выпуске.
Также, согласно 184-ФЗ "О техническом регулировании", Статья33: "В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции"

Статья6 п.1

Оценка соответствия продукции требованиям настоящего ТР проводится в форме:
оценки соответствия Заявителем (производителем, поставщиком, импортером), поставляющим продукцию для размещения на рынке, при выпуске продукции в обращение

Оценка соответствия продукции требованиям настоящего ТР проводится в форме:
декларирования соответствия Заявителем (производителем, поставщиком, импортером), поставляющим продукцию для размещения на рынке, при выпуске продукции

Не указана форма оценки соответствия согласно "Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в ТР ТС", исходя из дальнейшего текста, это - декларирование соответствия.

П. 6 Статья 4

В целях охраны окружающей среды от загрязнения отработанная продукция, утратившая эксплуатационные свойства, а также тара (упаковка) из-под них подлежат обязательному сбору приобретателями и сдачи их продавцам Продавец должен иметь возможность самостоятельно или по договору с третьей стороной осуществлять утилизацию отработанной продукции.

В целях охраны окружающей среды от загрязнения отработанная продукция, утратившая эксплуатационные свойства, а также тара (упаковка) из-под них подлежат утилизации. Приобретатель обязан собрать отработанную продукцию и сдать ее продавцу, а продавец должен иметь возможность самостоятельно или по договору с третьей стороной осуществлять утилизацию отработанной продукции. Приобретатель также вправе самостоятельно заключить договор с третьей стороной либо, при наличии лицензии на обращение с опасными отходами, осуществить утилизацию отработанной продукции своими силами.

Данное изменение позволит приобретателям более рационально планировать расходы, связанные с утилизацией отработанных ГСМ

Статья 7

Ко всему тексту статьи.

Должна быть увязка с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в регламентах Таможенного Союза (от 07.04.2011, утвержден Решением КТС N 611) в части типовых схем.

Статья7 п.1

Перед выпуском в оборот (обращение) продукция должна пройти процедуру подтверждения соответствия требованиям безопасности Технического регламента

Перед выпуском в оборот (обращение) продукция должна пройти процедуру подтверждения соответствия требованиям настоящего Технического регламента.

Текст ТР ТС необходимо дополнить новой статьей (Статья6) "Требования безопасности", в которой указать, каким именно требования должна соответствовать продукция - в против случае ТР ТС не содержит обязательных требований безопасности, что не соответствует требованиям "Единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС" утв. КТС 28.01.2011 (N 256)

В тексте ТР ТС отсутствуют установленные требования к продукции, по которым она должна пройти процедуру подтверждения соответствия, т.е должна быть отдельная статья в тексте ТР ТС - Требования безопасности, а затем в Перечне стандартов, применяемых для оценки (подтверждения соответствия ТР ТС, должен быть указан элемент данной статьи, соответствие которому может быть обеспечено посредством выполнения требований стандарта (см.Приложение 1 "Положения о порядке формирования перечней международных и региональных (межгосударственных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, обеспечивающих соблюдение требований ТР ТС и необходимых для осуществления оценки/подтвержде-ния соответствия").

Статья7 п.2

Подтверждение соответствия продукции требованиям ТР осуществляется первой стороной на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны

Подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего ТР в форме декларирования соответствия осуществляется первой стороной на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны (указать типовую схему)

ТР ТС разработан для конкретной продукции, поэтому необходимо конкретно указывать номера типовых схем согласно "Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в ТР ТС".

Статья7, п.2, 3

Подтверждение соответствия … осуществляется первой стороной на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Подтверждение соответствия … осуществляется первой стороной на основании собственных доказательств.

. Подтверждение соответствия продукции требованиям Технического регламента осуществляется первой стороной на основании собственных доказательств или доказательств, полученных с участием третьей стороны.

Понятие первой стороны не определено, целесообразно добавить предлог ИЛИ, чтобы исключить двоякое толкование нормы.
Для исключения разночтений пункты 2 и 3 необходимо объединить в один

Статья7 п.3

Подтверждение соответствия продукции требованиям ТР осуществляется первой стороной на основании собственных доказательств

Подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего ТР осуществляется в форме декларирования соответствия первой стороной на основании собственных доказательств (указать типовую схему)

Статья 7 П.4

4. При подтверждении соответствия серийно изготавливаемого продукции изготовителем и (или) уполномоченным представителем изготовителя:

Уточнить формулировку.

Смысл этого пункта не понятен, возможно, он не окончен или допущены опечатки.

Статья 7 п.5

п.5

Заменить нумерацию пункта на 4.1.

Описываются правила подтверждения соответствия серийной продукции, т.е. приводится расшифровка п.4.

Статья7 п.6

п.6

Заменить нумерацию пункта на 4.2.

Комментарий тот же.

Статья7 п.6

п.6 Аккредитованная ИЛ (центр) проводит испытания продукции на соответствие требованиям ТР по методам, установленным во взаимосвязанных с ТР стандартах, и оформляет протокол (протоколы) испытаний

п.4.2 Аккредитованная ИЛ (центр), внесенная в Единый реестр испытательных лабораторий (центров) ТС, или испытательная лаборатория (центр) проводит испытания продукции на соответствие требованиям ТР по методам, установленным во взаимосвязанных с ТР стандартах, и оформляет протокол (протоколы) испытаний.

Во-первых, испытательная лаборатория должна быть включена в Единый реестр ИЛ (центров) Таможенного союза, так как выдает прокол на соответствие требованиям ТР ТС;
во-вторых, данный пункт должен быть дополнен в соответствии с пунктом 3 Статья7 настоящего проекта ТР возможностью проведения испытаний в испытательной лаборатории не аккредитованной (на основании собственных доказательств), такой вариант декларирования также предусмотрен типовой схемой 1д, (утв.КТС "Положения…)

Статья7, п.6

Аккредитованная испытательная лаборатория … по методам, установленным во взаимосвязанных с техническим регламентом стандартах,

Аккредитованная испытательная лаборатория … в области полученной аккредитации, …

Допустимо применение иных методов, не содержащихся во взаимосвязанных стандартах

Статья7 п.7

п.7

Заменить нумерацию пункта на 4.3.

Статья7 п.7

п.7 Изготовитель и (или) уполномоченный представитель изготовителя принимает в письменной форме декларацию о соответствии продукции ТР по единой форме, предусмотренной соответствующим соглашением государств членов ТС

п.4.3 Изготовитель и (или) уполномоченный представитель изготовителя оформляет в письменной форме декларацию о соответствии продукции ТР по единой форме, утвержденной Комиссией ТС.

Изменить формулировки в тексте в соответствии с принятыми нормативными документами ТС.

Статья7 п.8

Изготовитель и (или) уполномоченный представитель изготовителя формирует и представляет в орган по сертификации (оценке, подтверждению соответствия) комплект документов, подтверждающий соответствие продукции требованиям ТР, который включает:

Изготовитель и (или) уполномоченный представитель изготовителя формирует и представляет в орган по сертификации, внесенный в Единый реестр органов по сертификации Таможенного союза (оценке, подтверждению соответствия) комплект документов, подтверждающий соответствие продукции требованиям ТР, который включает:

Орган по сертификации должен быть внесен в Единый реестр ОС Таможенного союза

Статья7 п.8 перечисление 1

протокол (протоколы ) испытаний продукции, проведенных в аккредитованной ИЛ (центре) ….

протокол (протоколы) испытаний продукции, проведенных в аккредитованной ИЛ (центре), внесенными в Единый реестр ИЛ Таможенного союза или испытательной лаборатории …

Статья7 п.8 перечисление 2

нормативный документ, по которому изготовлена продукция …

нормативный или технический документ, по которому изготовлена продукция …

Для продукции, которая выпускается по ТУ.

Статья7, п.8, абз.2

… по методам, установленным во взаимосвязанных с техническим регламентом стандартах;

исключить

Допустимо применение иных методов, не содержащихся во взаимосвязанных стандартах

Статья7, п.9, абз. 2

… по методам, установленным во взаимосвязанных с техническим регламентом стандартах;

исключить

Допустимо применение иных методов, не содержащихся во взаимосвязанных стандартах

Статья7, п.9, абз. 5

… по методам, установленным во взаимосвязанных с техническим регламентом стандартах;

исключить

Допустимо применение иных методов, не содержащихся во взаимосвязанных стандартах

Статья7 п.9

…аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит испытания продукции …

…аккредитованная испытательная лаборатория (центр), внесенная в Единый реестр ИЛ Таможенного союза проводит испытания продукции …

Статья7.п 9

… импортер принимает в письменной форме декларацию о соответствии продукции ТР по единой форме , предусмотренной соответствующим соглашением государств-членов ТС

… импортер принимает в письменной форме декларацию о соответствии продукции ТР по единой форме , утвержденной Комиссией ТС.

Не существует отдельного соглашения государств-членов ТС, есть решение КТС - уполномоченного межгосударственного органа ТС.

Статья7 п.9

…документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии продукции

…документы, идентифицирующие данную партию

Качество продукции не регламентируется данным ТР ТС, только безопасность!

Статья7 п.10

декларации о соответствии подлежат регистрации органом по сертификации …

декларации о соответствии подлежат регистрации органом по сертификации, внесенным в Единый реестр ОС Таможенного союза …

Не все органы по сертификации, аккредитованные Росстандартом, входят в указанный перечень.

Статья7, п.10

Декларации о соответствии подлежат регистрации органом по сертификации (оценке, подтверждению соответствия) в электронной базе…

Декларации о соответствии подлежат регистрации в установленном КТС порядке.

Статья7, п.11

исключить

Определяется соглашением и решениями КТС
Нельзя ссылаться на несуществующий документ.

Статья 8 П.1,2

1. Продукция, требования к которой подтверждено в порядке, предусмотренном в статье 20 настоящего технического регламента, маркируется знаком обращения на рынке…
2. Продукция, соответствие которой требованиям технического регламента не подтверждено в порядке, установленном в статьях 20 и 21 настоящего технического регламента, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Уточнить ссылки на Статья20,21.

В проекте настоящего технического регламента нет таких статей, возможно, имелись ввиду статьи 20, 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", хотя это закон Российской Федерации и не распространяется на Казахстан и Беларусь.

Статья 10 П.4

4. Приложения к настоящему Техническому регламенту являются его неотъемлемой частью и действуют до принятия отдельных соответствующих технических регламентов и стандартов.

П. 4 следует исключить.

Абсолютно не ясно в чем смысл этого пункта, кроме того, что Приложения являются неотъемлемой частью настоящего технического регламента. Какой в дальнейшем технический регламент может отменить содержание паспорта на продукцию, а тем более как это может сделать стандарт, который должен содействовать соблюдению требований технических регламентов и не может противоречить техническим регламентам (статьи 11,12 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании").

Статья8, п.1

Скорректировать ссылку на Статья20

такая статья отсутствует в проекте ТР

Статья 10
Пункт 1

Настоящий технический регламент вводится в действие по истечении 6 месяцев с момента его официального опубликования.

Настоящий технический регламент вступает в силу в течение 6 месяцев с даты его официального опубликования.

Статья 10
Пункт 2

Сертификаты соответствия на продукцию, выданные до дня вступления в силу настоящего Технического регламента, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

Сертификаты соответствия и декларации соответствия на продукцию, выданные до даты вступления в силу настоящего Технического регламента, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

Статья 10
Пункт 3

В течение года со дня вступления Технического регламента должны быть внесены изменения в действующие и разработаны новые организационные, нормативные правовые и методические акты государств-членов Таможенного союза для обеспечения оформления продукции в соответствии с требованиями настоящего Технического регламента.

Если ТР вступает в силу через 6 месяцев, а документы, на основании который он должен работать, будут разработаны через год - получается, что в течение 6 месяцев ТР не будет выполняться.

Прил.1

По тексту ТР нет ни одного упоминания приемочных испытаний.

Приложение 2

сведения о наличии (при необходимости - наименование, содержание) присадок или их отсутствии в продукции

Целесообразно исключить

Считаем недопустимым и нарушающим законодательство о коммерческой тайне раскрытие рецептур на продукты. Опасные компоненты упоминаются в паспорте безопасности.

считаем нецелесообразным указывать в паспорте качества сведения о наличии присадок, т.к. информация о наличии присадок с их наименованием (в виде справки) предоставляется таможенным организациям на каждую марку масла один раз, а по регламенту - при каждой отгрузке одной и той же марки масла

Приложение 3

Обратная сторона документа о качестве (паспорта) продукции должна содержать:…..

Целесообразно исключить

Вся эта информация содержится в паспорте безопасности продукции

Приложение 2

Паспорт должен содержать:
… 
требования технического регламента и нормативного документа, а также соответствие данным требованиям;…

Предлагаем изложить в новой редакции:
"Паспорт должен содержать:
….
нормативные значения характеристик, установленные техническим регламентом и нормативным документом для данного вида продукции, фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний;…"

Согласно первоначальной формулировке в паспорте достаточно указать против каждого требования технического регламента/нормативного документа - "соответствует", что лишит потребителя важной информации о конкретных потребительских свойствах продукции.

Приложение 2

Документ о качестве (паспорт) продукции
Каждая партия продукции, выпускаемая в обращение и (или) находящаяся в обращении (за исключением розничной торговли), должна сопровождаться документом о качестве (паспортом). Паспорт должен содержать: наименование и обозначение марки продукции;
наименование, местонахождение (включая страну) изготовителя; обозначение документа, устанавливающего требования к продукции данной марки, требования технического регламента и нормативного документа, а также соответствие данным требованиям; дата отбора проб;
номер резервуара (номер партии), из которого данная проба отобрана; дата изготовления продукции; дата проведения испытаний; сведения о наличии(при необходимости - наименование, содержание) присадок или их отсутствии в продукции; дата выдачи и номер паспорта; подпись лица, оформившего паспорт, заверяется печатью; информацию о документе, подтверждающем соответствие техническому регламенту. Обратная сторона документа о качестве (паспорта) продукции должна содержать: знаки опасности в соответствии с требованиями законодательств Таможенного союза в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности; сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции. Документ о качестве (паспорт) продукции выполняется на русском языке и (или) на государственном(ых)

Документ о качестве (паспорт) продукции Каждая партия продукции, выпускаемая в обращение и (или) находящаяся в обращении (за исключением розничной торговли), должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).
Паспорт должен содержать: наименование и обозначение марки продукции; наименование, местонахождение (включая страну) изготовителя;
обозначение документа, устанавливающего требования к продукции данной марки; требования технического регламента и нормативного документа, а также соответствие данным требованиям; дата отбора проб;
номер резервуара (номер партии), из которого данная проба отобрана;
дата изготовления продукции;
дата проведения испытаний, результаты
языке(ах) того государства-члена Таможенного союза, где данная партия будет находиться в обороте (обращении)
испытаний в числовом выражении;
сведения о наличии (при необходимости -
наименование, содержание) присадок или их
отсутствии в продукции;
дата выдачи и номер паспорта;
подпись лица, оформившего паспорт, заверяется
печатью;
информацию о документе, подтверждающем соответствие техническому регламенту. Обратная сторона документа о качестве (паспорта) продукции должна содержать: знаки опасности в соответствии с требованиями законодательств Таможенного союза в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности;
сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции. Документ о качестве (паспорт) продукции выполняется на русском языке и (или) на государственном(ых) языке(ах) того государства-члена Таможенного союза, где данная партия будет находиться в обороте (обращении).

Числовое выражение показателей характеризующих физико-химические свойства, смазочных материалов, масел и специальных жидкостей отражает фактическое значение для данной партии продукции и необходимо при оценке эксплуатационных свойств.

Знак опасности должен располагаться на лицевой стороне паспорта, а указывать в паспорте качества сведения по безопасному хранению, транспортированию, применению и т.д., по нашему мнению, нет необходимости, т.к.должен быть единый типовой паспорт безопасности Таможенного Союза на смазочные материалы.