СВОДКА ОТЗЫВОВ
ПО ПРОЕКТУ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА "О безопасности лакокрасочных материалов" (ТР 201_/00_/ТС)
Структурный элемент технического регламента | Наименование государства - члена Таможенного союза (номер письма и дата) | Замечание и (или) предложение | Заключение разработчика |
1 | 2 | 3 | 4 |
по проекту технического регламента Таможенного союза в целом | Российская Федерация, ООО НИИ ЛКП с ОМЗ "Виктория" (N 1402 от 1.09.2011 г.) | Лакокрасочные материалы представляют собой смесь химических веществ, являются опасной химической продукцией на протяжении всего жизненного цикла, и могут нанести вред здоровью, окружающей среде и имуществу. Считаем целесообразным приведение в соответствие проекта технического регламента ТР ТС "О безопасности лакокрасочных материалов" с ТР ТС "О безопасности химической продукции", в который лакокрасочные материалы входят как объекты технического регулирования. | Принято |
Проект ТР ТС "О безопасности лакокрасочных материалов" должен содержать требования по классификации и маркировке лакокрасочных материалов, единые для всех стран-членов Таможенного союза. | Принято | ||
Требования по классификации и маркировке лакокрасочных материалов должны соответствовать требованиям Согласованной на глобальной уровне системе классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС), принятой в странах Европейского Союза. | Принято | ||
Подтверждение соответствия лакокрасочных материалов требованиям ТР ТС "О безопасности лакокрасочных материалов" в форме декларирования не соответствует требованиям проекта ТР ТС "О безопасности химической продукции" и Регламента Европейского Союза N 1907/2006 REACH. В указанных регламентах оценка соответствия химических веществ и химической продукции производится в форме государственной регистрации. | Принято | ||
Российская Федерация, Комитет по техническому регулированию РСПП | Представленный проект нуждается в коренной переработке, как текстовой части, так и по составу приложений. | ||
Проект обладает большой коррупционной составляющей, т.к. требования по безопасности приведенные в приложении 3 (ст.5, пп.21, 22, 24, 25) полностью повторяют "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", утвержденные Решением комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 г. Регистрация всей лакокрасочной продукции на соответствие этим требованиям по результатам испытаний в лабораториях Роспотребнадзора проводится с 01.07.2010 г. Лаборатории для испытания ЛКМ, аккредитованные в установленном порядке не располагают необходимым оборудованием, методиками и кадрами, т.е. испытания снова будут проводиться в лабораториях Роспотребнадзора. | Принято | ||
Наличие в техническом регламенте приложений 3 и 5 приведет к остановке инновационных процессов в отрасли, т.к. применение новых продуктов, отсутствующих в ТР, потребует внесения изменений в регламент. | Принято | ||
Сроки введения требований к содержанию летучих органических соединений в составе ЛКМ не реальны и должны быть изменены. Конкретные значения снижения содержания ЛОС должны учитывать климатические условия РФ в части транспортирования ЛКМ и сезонной длительности проведения окрасочных работ. | |||
Статья 2 | Российская Федерация, Комитет по техническому регулированию РСПП | Ввести определение: "Паспорт безопасности химической продукции - документ, предназначенный для обеспечения потребителя достоверной информацией по безопасности промышленного применения, хранения, транспортирования и утилизации химической продукции, а также ее использования в бытовых целях." Требования к построению, содержанию и оформлению ПБ установлены в ГОСТ 30333-2007. | Принято |
Дать определение "порошковая краска". | Принято | ||
Российская Федерация, ООО НИИ ЛКП с ОМЗ "Виктория" (N 1402 от 1.09.2011 г.) | Проект ТР ТС содержит много терминов (43 термина), некоторые термины не используются в тексте проекта ТР ТС. Необходимо сократить статью и привести только те термины, которые используются в тексте проекта ТР ТС. | Принято | |
Статья 2, часть 1, пункт 4) | Российская Федерация, Комитет по техническому регулированию РСПП (N 511 от 05.09.2011 г.) | Изложить в следующей редакции: "Органоразбавляемый лакокрасочный материал - лакокрасочный материал, вязкость которого регулируется применением органического растворителя (разбавителя). | Принято |
Статья 2, часть 1, пункт 8) | Привести дополнительную информацию об эмалях: "8.1. Покрывная эмаль - разновидность эмали, предназначенная для создания внешнего лакокрасочного покрытия. Полимерная пленка образуется в результате химического отверждения двухкомпонентной смеси. 8.2. Базовая эмаль - разновидность эмали, предназначенная для создания цветового слоя лакокрасочного покрытия. Не стойка к внешним воздействиям. В обязательном порядке перекрывается лаком." В авторемонтной отрасли различают 2 вида эмалей в определениях данного регламента: - покрывная эмаль - наносится в качестве верхнего слоя покрытия и обеспечивает защиту от внешних воздействий. Обычно отверждаемая двухкомпонентная на основе акриловых или полиэфирных смол; - базовая эмаль - наносится в качестве цветообразующего слоя покрытия, но не стойка ко внешним воздействиям. Состоит из физически высыхающих смол. Требует обязательного перекрытия слоем лака для образования завершенного лакокрасочного покрытия. Существуют базовые эмали на органорастворимой и воднорастворимой основе (последние соответствуют требованиям VOC Европейского союза). | Принято | |
Статья 2, часть 1, пункт 37 | Российская Федерация, Комитет по техническому регулированию РСПП | Изложить в следующей редакции: "паспорт безопасности лакокрасочного материала - документ, содержащий сведения о характеристиках лакокрасочного материала и мерах по обеспечению безопасного обращения с ним." | Принято |
Статья 2, часть 1, пункт 39 | Изложить в следующей редакции: "изготовитель - юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие от своего имени изготовление или изготовление и реализацию лакокрасочного материала и ответственные за ее соответствия требованиям безопасности технического регламента ТС" | Принято | |
Статья 2, часть 1, пункт 42 | Изложить в следующей редакции: "потребитель - физическое или юридическое лицо, заказывающее, приобретающее, использующее..." и далее по тексту. | Принято | |
Статья 2, часть 1, пункт 43 | Изложить в следующей редакции: "приобретатель - физическое или юридическое лицо, приобретающее ЛКМ с целью осуществления предпринимательской деятельности" | Принято | |
Статья 4 | Необходимо установить в каких случаях будет проводиться идентификация продукции. | ||
Исключить. Термин "идентификация" используется только в статье 4. При этом не определена цель этой процедуры. Для чего проводить "идентификацию", если результаты этой идентификации не используются для принятия решений? | |||
Статья 5, часть 3, абзацы 1 и 2 | Полагаем необходимым исключить импортеров из состава лиц, на которых возлагается обязанность по замене опасных химических веществ в составе лакокрасочных материалов на химические вещества, не обладающие опасными свойствами. Импортер не имеет реальной возможности изменить химический состав лакокрасочных материалов, т.к. не является производителем товара, в связи с чем возложение на него обязанности по замене опасных химических веществ в составе товара является экономически не обоснованным. | Принято |
Продолжение табл.
Статья 5, часть 3, пункт 4) | Российская Федерация, Комитет по техническому регулированию РСПП (N 511 от 05.09.2011 г.) | После - "... (применение)" добавить "... и особенности утилизации отходов." | Принято |
Статья 5, часть 4, второе предложение | Изложить в редакции: "Оценка опасности должна основываться на результатах испытаний, проведённых в лаборатории, аккредитованной в установленном в Таможенном Союзе порядке." Аккредитуют испытательные лаборатории, а не исследовательские. | Не принято | |
Статья 5, часть 5 | Не корректен. Существует ГОСТ, в котором устанавливаются требования к содержанию данного документа. | Принято | |
Статья 5, часть 7 | Целесообразно для воднодисперсных и водоразбавляемых материалов установить показатели контроля. | Принято | |
Статья 5, часть 9 | Предлагаем термин "аварийная карточка" добавить в статью 2 "Термины и определения". | Принято | |
Статья 5, часть 13, | Целесообразно разъяснить, каким образом изготовитель должен "предупредить" | Принято | |
Статья 5, часть 13, | Не ясно, что понимается под термином "специально прилагаемая информация". | ||
Статья 6, часть 29 | Изложить в редакции: "При обращении с лакокрасочными материалами концентрация..." и далее по тексту. | Принято | |
Статья 7, часть 4 | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | Статью 7 изложить в следующей редакции: "Оценка соответствия осуществляется в формах установленных техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности химической продукции". | Принято |
Приложение 2 | Российская Федерация, Комитет по техническому регулированию РСПП (N 511 от 05.09.2011 г.) | Столбец 1 "Наименование показателей", подпункт "Степень перетира" дополнить: "Степень перетира эмалей для разметки дорог". | |
Столбец 3 "Эмаль" дополнить - не более 80. (Для таких материалов нужно хорошее сцепление с поверхностью и перетир 50 считается плохо) | |||
Столбец 1 "Наименование показателей", подпункт "Содержание летучих органических соединений" дать размерность "в масс. %" | Принято | ||
В столбце 1 предлагаем показатель "Вязкость" дополнить "Динамическая вязкость" (для тиксотропных материалов понятие "условная вязкость" не применима). | Принято | ||
Приложение 4, таблица 1 | В графе "Содержание летучих органических соединений ..." - дать размерность "масс %". | Принято | |
Нет четкого и однозначного понимания для классификации ЛКМ (куда отнести, например, эмали ПФ-115 и эмаль для пола ПФ-268). | Принято | ||
Необходимо уточнить норму ЛКМ для окрашивания стен и потолков внутри помещения к 2015 году | Не принято | ||
Действующие рецептуры, в том числе, на такие традиционные ЛКМ (эмали ПФ-115, ПФ-268, ГФ-230) не обеспечивают требований, которые будут установлены с 2015 г. Предлагаем для данной группы продукции оставить нормы, установленные на 2012 год. Нормы по содержанию летучей части, заложенные с 2015 г. ограничат возможность применения ЛКМ по назначению (окраска стен и потолков с м.д.н.в. 90% - это уже почти шпатлевка), а так же методы окраски (пневмораспыление). | Принято | ||
Приложение 4, таблица 2 | В графе "Норма летучих органических соединений ..." заменить "с 2015 г." на "с 2020 г.). Введение ограничений по летучим органическим соединениям с 2015 г. требует введения новых продуктов на рынок и перевод технологических процессов автосервисов уже сегодня. При этом регламент еще не готов и не принят в окончательной редакции. Российским производителям потребуется разработка и внедрение в производство новых материалов, что занимает существенное время. Покрывные эмали и лаки с ограничением 420 г/л и воднодисперсные базовые эмали российскими заводами в настоящий момент не производятся. Логистическая инфраструктура в России в настоящий момент не готова к хранению и транспортировке водно-дисперсных материалов в зимнее время. | Принято | |
Ввести новое требование. В "Область применения" - "Компоненты рабочей смеси и технологические составы". В "Тип материала" - "Отвердители. Разбавители. Ускорители сушки. Очистители, растворители и обезжириватели. Размыватели границ. Специальные добавки в рабочую смесь" В "Норма летучих органических соединений" - "Без ограничения". Существует целый ряд материалов, используемых как самостоятельно, так и в составе рабочей смеси других ЛКМ, которые состоят практически полностью из летучих соединений и имеют самостоятельное обращение на рынке (отдельные паспорта MSDS, отдельные коды ТНВЭД, отдельное декларирование). В данной версии регламента такая категория материалов отсутствует, что приведет к проблемам их классификации и сертификации. | Принято | ||
Приложение 4, таблица 2, материал внешнего слоя | Российская Федерация, Комитет по техническому регулированию РСПП (N 511 от 05.09.2011 г.) | В столбце "Тип материала" указать следующее: "Все типы, включая покрывные эмали, базовые эмали, лаки". Определение "Материал внешнего слоя" отсутствует в статье 2 данного регламента, что порождает разночтения, что понимать под такими материалами. Входит ли в эту категорию, например, базовая эмаль, которая физически не является внешним слоем покрытия, а покрывается лаком? При этом, именно базовых эмалей коснулись самые существенные изменения при введении законодательства VOC в Евросоюзе - они из органоразбавляемых стали воднодисперсными. Доля потребления базовых эмалей составляет 25-30% от объема всех ЛКМ в авторемонте. | Принято |
Приложение 4, таблица 2, специальные | В столбце "Область применения" вместо "Специальные" ввести следующее: "Специальные для создания особых видов покрытий" В столбце "Тип материала" ввести: "Матовые лаки, грунт-эмаль, материалы в аэрозольной упаковке" | Принято | |
Определение "Специальные материалы" отсутствует в статье 2 данного регламента. При этом под "Специальными" можно понимать особо твердые лаки ("керамические"), лаки с эффектом самозатягивания царапин, лаки для быстрого ремонта, матовые и многие другие материалы, что позволит подводить под эту категорию почти любой продукт. Некоторыми специальными свойствами обладает ряд самых обычных современных материалов, входящих в другие категории. |