О безопасности лакокрасочных материалов. Технический регламент Таможенного союза

СВОДКА ОТЗЫВОВ
ПО ПРОЕКТУ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА "О безопасности лакокрасочных материалов" (ТР 201_/00_/ТС)

Структурный элемент технического регламента

Наименование государства - члена Таможенного союза (номер письма и дата)

Замечание и (или) предложение

Заключение разработчика

1

2

3

4

по проекту технического регламента Таможенного союза в целом

Российская Федерация, ООО НИИ ЛКП с ОМЗ "Виктория" (N 1402 от 1.09.2011 г.)

Лакокрасочные материалы представляют собой смесь химических веществ, являются опасной химической продукцией на протяжении всего жизненного цикла, и могут нанести вред здоровью, окружающей среде и имуществу. Считаем целесообразным приведение в соответствие проекта технического регламента ТР ТС "О безопасности лакокрасочных материалов" с ТР ТС "О безопасности химической продукции", в который лакокрасочные материалы входят как объекты технического регулирования.

Принято



Проект ТР ТС "О безопасности лакокрасочных материалов" должен содержать требования по классификации и маркировке лакокрасочных материалов, единые для всех стран-членов Таможенного союза.

Принято



Требования по классификации и маркировке лакокрасочных материалов должны соответствовать требованиям Согласованной на глобальной уровне системе классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС), принятой в странах Европейского Союза.

Принято



Подтверждение соответствия лакокрасочных материалов требованиям ТР ТС "О безопасности лакокрасочных материалов" в форме декларирования не соответствует требованиям проекта ТР ТС "О безопасности химической продукции" и Регламента Европейского Союза N 1907/2006 REACH. В указанных регламентах оценка соответствия химических веществ и химической продукции производится в форме государственной регистрации.

Принято

Российская Федерация, Комитет по техническому регулированию РСПП
(N 511 от 05.09.2011 г.)

Представленный проект нуждается в коренной переработке, как текстовой части, так и по составу приложений.

Проект обладает большой коррупционной составляющей, т.к. требования по безопасности приведенные в приложении 3 (ст.5, пп.21, 22, 24, 25) полностью повторяют "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", утвержденные Решением комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 г.

Регистрация всей лакокрасочной продукции на соответствие этим требованиям по результатам испытаний в лабораториях Роспотребнадзора проводится с 01.07.2010 г.

Лаборатории для испытания ЛКМ, аккредитованные в установленном порядке не располагают необходимым оборудованием, методиками и кадрами, т.е. испытания снова будут проводиться в лабораториях Роспотребнадзора.

Принято

Наличие в техническом регламенте приложений 3 и 5 приведет к остановке инновационных процессов в отрасли, т.к. применение новых продуктов, отсутствующих в ТР, потребует внесения изменений в регламент.

Принято

Сроки введения требований к содержанию летучих органических соединений в составе ЛКМ не реальны и должны быть изменены.

Конкретные значения снижения содержания ЛОС должны учитывать климатические условия РФ в части транспортирования ЛКМ и сезонной длительности проведения окрасочных работ.

Статья 2

Российская Федерация, Комитет по техническому регулированию РСПП
(N 511 от 05.09.2011 г.)

Ввести определение:

"Паспорт безопасности химической продукции - документ, предназначенный для обеспечения потребителя достоверной информацией по безопасности промышленного применения, хранения, транспортирования и утилизации химической продукции, а также ее использования в бытовых целях."

Требования к построению, содержанию и оформлению ПБ установлены в ГОСТ 30333-2007.

Принято

Дать определение "порошковая краска".

Принято

Российская Федерация, ООО НИИ ЛКП с ОМЗ "Виктория" (N 1402 от 1.09.2011 г.)

Проект ТР ТС содержит много терминов (43 термина), некоторые термины не используются в тексте проекта ТР ТС. Необходимо сократить статью и привести только те термины, которые используются в тексте проекта ТР ТС.

Принято

Статья 2, часть 1, пункт 4)

Российская Федерация, Комитет по техническому регулированию РСПП (N 511 от 05.09.2011 г.)

Изложить в следующей редакции:

"Органоразбавляемый лакокрасочный материал - лакокрасочный материал, вязкость которого регулируется применением органического растворителя (разбавителя).

Принято

Статья 2, часть 1, пункт 8)

Привести дополнительную информацию об эмалях:

"8.1. Покрывная эмаль - разновидность эмали, предназначенная для создания внешнего лакокрасочного покрытия. Полимерная пленка образуется в результате химического отверждения двухкомпонентной смеси.

8.2. Базовая эмаль - разновидность эмали, предназначенная для создания цветового слоя лакокрасочного покрытия. Не стойка к внешним воздействиям. В обязательном порядке перекрывается лаком."

В авторемонтной отрасли различают 2 вида эмалей в определениях данного регламента:

- покрывная эмаль - наносится в качестве верхнего слоя покрытия и обеспечивает защиту от внешних воздействий. Обычно отверждаемая двухкомпонентная на основе акриловых или полиэфирных смол;

- базовая эмаль - наносится в качестве цветообразующего слоя покрытия, но не стойка ко внешним воздействиям. Состоит из физически высыхающих смол. Требует обязательного перекрытия слоем лака для образования завершенного лакокрасочного покрытия. Существуют базовые эмали на органорастворимой и воднорастворимой основе (последние соответствуют требованиям VOC Европейского союза).

Принято

Статья 2, часть 1, пункт 37

Российская Федерация, Комитет по техническому регулированию РСПП
(N 511 от 05.09.2011 г.)

Изложить в следующей редакции:

"паспорт безопасности лакокрасочного материала - документ, содержащий сведения о характеристиках лакокрасочного материала и мерах по обеспечению безопасного обращения с ним."

Принято

Статья 2, часть 1, пункт 39

Изложить в следующей редакции:

"изготовитель - юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие от своего имени изготовление или изготовление и реализацию лакокрасочного материала и ответственные за ее соответствия требованиям безопасности технического регламента ТС"

Принято

Статья 2, часть 1, пункт 42

Изложить в следующей редакции:

"потребитель - физическое или юридическое лицо, заказывающее, приобретающее, использующее..." и далее по тексту.

Принято

Статья 2, часть 1, пункт 43

Изложить в следующей редакции:

"приобретатель - физическое или юридическое лицо, приобретающее ЛКМ с целью осуществления предпринимательской деятельности"

Принято

Статья 4

Необходимо установить в каких случаях будет проводиться идентификация продукции.

Исключить.

Термин "идентификация" используется только в статье 4. При этом не определена цель этой процедуры. Для чего проводить "идентификацию", если результаты этой идентификации не используются для принятия решений?

Статья 5, часть 3, абзацы 1 и 2

Полагаем необходимым исключить импортеров из состава лиц, на которых возлагается обязанность по замене опасных химических веществ в составе лакокрасочных материалов на химические вещества, не обладающие опасными свойствами.

Импортер не имеет реальной возможности изменить химический состав лакокрасочных материалов, т.к. не является производителем товара, в связи с чем возложение на него обязанности по замене опасных химических веществ в составе товара является экономически не обоснованным.

Принято



     Продолжение табл.

Статья 5, часть 3, пункт 4)

Российская Федерация, Комитет по техническому регулированию РСПП (N 511 от 05.09.2011 г.)

После - "... (применение)" добавить "... и особенности утилизации отходов."

Принято

Статья 5, часть 4, второе предложение

Изложить в редакции:

"Оценка опасности должна основываться на результатах испытаний, проведённых в лаборатории, аккредитованной в установленном в Таможенном Союзе порядке."

Аккредитуют испытательные лаборатории, а не исследовательские.

Не принято

Статья 5, часть 5


Не корректен.

Существует ГОСТ, в котором устанавливаются требования к содержанию данного документа.

Принято

Статья 5, часть 7


Целесообразно для воднодисперсных и водоразбавляемых материалов установить показатели контроля.

Принято

Статья 5, часть 9


Предлагаем термин "аварийная карточка" добавить в статью 2 "Термины и определения".

Принято

Статья 5, часть 13,
пункт 1)


Целесообразно разъяснить, каким образом изготовитель должен "предупредить"

Принято

Статья 5, часть 13,
пункт 2)


Не ясно, что понимается под термином "специально прилагаемая информация".

Статья 6, часть 29


Изложить в редакции:

"При обращении с лакокрасочными материалами концентрация..." и далее по тексту.

Принято

Статья 7, часть 4

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Статью 7 изложить в следующей редакции:

"Оценка соответствия осуществляется в формах установленных техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности химической продукции".

Принято

Приложение 2

Российская Федерация, Комитет по техническому регулированию РСПП (N 511 от 05.09.2011 г.)

Столбец 1 "Наименование показателей", подпункт "Степень перетира" дополнить: "Степень перетира эмалей для разметки дорог".

Столбец 3 "Эмаль" дополнить - не более 80. (Для таких материалов нужно хорошее сцепление с поверхностью и перетир 50 считается плохо)

Столбец 1 "Наименование показателей", подпункт "Содержание летучих органических соединений" дать размерность "в масс. %"

Принято

В столбце 1 предлагаем показатель "Вязкость" дополнить "Динамическая вязкость" (для тиксотропных материалов понятие "условная вязкость" не применима).

Принято

Приложение 4, таблица 1

В графе "Содержание летучих органических соединений ..." - дать размерность "масс %".

Принято

Нет четкого и однозначного понимания для классификации ЛКМ (куда отнести, например, эмали ПФ-115 и эмаль для пола ПФ-268).

Принято

Необходимо уточнить норму ЛКМ для окрашивания стен и потолков внутри помещения к 2015 году

Не принято

Действующие рецептуры, в том числе, на такие традиционные ЛКМ (эмали ПФ-115, ПФ-268, ГФ-230) не обеспечивают требований, которые будут установлены с 2015 г.

Предлагаем для данной группы продукции оставить нормы, установленные на 2012 год. Нормы по содержанию летучей части, заложенные с 2015 г. ограничат возможность применения ЛКМ по назначению (окраска стен и потолков с м.д.н.в. 90% - это уже почти шпатлевка), а так же методы окраски (пневмораспыление).

Принято

Приложение 4, таблица 2

В графе "Норма летучих органических соединений ..." заменить "с 2015 г." на "с 2020 г.).

Введение ограничений по летучим органическим соединениям с 2015 г. требует введения новых продуктов на рынок и перевод технологических процессов автосервисов уже сегодня. При этом регламент еще не готов и не принят в окончательной редакции. Российским производителям потребуется разработка и внедрение в производство новых материалов, что занимает существенное время. Покрывные эмали и лаки с ограничением 420 г/л и воднодисперсные базовые эмали российскими заводами в настоящий момент не производятся.

Логистическая инфраструктура в России в настоящий момент не готова к хранению и транспортировке водно-дисперсных материалов в зимнее время.

Принято

Ввести новое требование.

В "Область применения" - "Компоненты рабочей смеси и технологические составы".

В "Тип материала" - "Отвердители. Разбавители. Ускорители сушки. Очистители, растворители и обезжириватели. Размыватели границ. Специальные добавки в рабочую смесь"

В "Норма летучих органических соединений" - "Без ограничения".

Существует целый ряд материалов, используемых как самостоятельно, так и в составе рабочей смеси других ЛКМ, которые состоят практически полностью из летучих соединений и имеют самостоятельное обращение на рынке (отдельные паспорта MSDS, отдельные коды ТНВЭД, отдельное декларирование). В данной версии регламента такая категория материалов отсутствует, что приведет к проблемам их классификации и сертификации.

Принято

Приложение 4, таблица 2, материал внешнего слоя

Российская Федерация, Комитет по техническому регулированию РСПП (N 511 от 05.09.2011 г.)

В столбце "Тип материала" указать следующее:

"Все типы, включая покрывные эмали, базовые эмали, лаки".

Определение "Материал внешнего слоя" отсутствует в статье 2 данного регламента, что порождает разночтения, что понимать под такими материалами. Входит ли в эту категорию, например, базовая эмаль, которая физически не является внешним слоем покрытия, а покрывается лаком?

При этом, именно базовых эмалей коснулись самые существенные изменения при введении законодательства VOC в Евросоюзе - они из органоразбавляемых стали воднодисперсными.

Доля потребления базовых эмалей составляет 25-30% от объема всех ЛКМ в авторемонте.

Принято

Приложение 4, таблица 2, специальные

В столбце "Область применения" вместо "Специальные" ввести следующее:

"Специальные для создания особых видов покрытий"

В столбце "Тип материала" ввести:

"Матовые лаки, грунт-эмаль, материалы в аэрозольной упаковке"

Принято

Определение "Специальные материалы" отсутствует в статье 2 данного регламента. При этом под "Специальными" можно понимать особо твердые лаки ("керамические"), лаки с эффектом самозатягивания царапин, лаки для быстрого ремонта, матовые и многие другие материалы, что позволит подводить под эту категорию почти любой продукт. Некоторыми специальными свойствами обладает ряд самых обычных современных материалов, входящих в другие категории.