ГОСТ Р 53983-2010
Группа Д50
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАШИНЫ И ПОЕЗДА ДЛЯ УБОРКИ И ОЧИСТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ ОТ ЗАСОРИТЕЛЕЙ, СНЕГА И ЛЬДА
Общие технические требования
Machines and trains for removing pollutants, snow and ice from the railway track. General technical requirements
ОКС 45.060.10
ОКП 31 8600
Дата введения 2011-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2010 г. N 554-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на машины и поезда, предназначенные для уборки и очистки железнодорожного пути от засорителей, снега и льда, и устанавливает общие технические требования к ним.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 53978-2010 Специальный подвижной состав. Общие технические требования.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Машины и поезда, предназначенные для уборки и очистки железнодорожного пути от засорителей, снега и льда, классифицируют:
- по характеру передвижения - на самоходные и несамоходные;
- по типу рабочих органов - на плужные, с питателями, роторные, фрезерно-роторные, щеточные, вакуумные, пневмоочистительные, с гидроочисткой;
- по типу работы - на работающие с погрузкой материалов в собственный кузов, их вывозкой и механизированной выгрузкой в отведенных местах или в процессе работы на сторону, а также на работающие без погрузки материалов.
4.1.1 Самоходные снегоуборочные поезда должны состоять из головного полувагона, промежуточного полувагона (полувагонов), промежуточного полувагона с поворотным конвейером и тягово-энергетической секции с выбросным (разгрузочным) ротором.
Самоходные поезда могут состоять из головного полувагона, промежуточных полувагонов и концевого полувагона, имеющего электростанцию и тяговые тележки.
4.1.2 Несамоходные поезда должны состоять из головного полувагона, промежуточного полувагона (полувагонов), концевого полувагона с поворотным конвейером для выгрузки.
4.1.3 По согласованию с заказчиком допускается установка метателя на промежуточном вагоне самоходного поезда и на концевом вагоне несамоходного поезда.
4.1.4 Головной полувагон должен быть оборудован рабочими органами для забора снега и загрязнителей, крыльями для уборки междупутья, льдоскалывателями и транспортерами для перемещения снега и загрязнителей.
4.1.5 Промежуточные полувагоны должны иметь транспортеры для накопления и переброски снега и загрязнителей на последующие вагоны.
4.1.6 Концевой полувагон должен иметь кабину управления, поворотный конвейер для выгрузки материалов на обе стороны пути.
4.1.7 Тягово-энергетическая секция должна обеспечивать транспортировку и энергоснабжение несамоходных поездов. Конструкция тягово-энергетической секции должна обеспечивать возможность ее самостоятельной работы с плугами или другим навесным оборудованием, а также ее работу в качестве тяговой единицы с другими типами машин.
4.1.8 Между полувагонами должны быть установлены межвагонные электрические соединения.
4.1.9 Поезда во всех вариантах исполнения должны быть оборудованы:
- видеокамерами и мониторами для наблюдения за процессами загрузки и выгрузки;
- вентиляторным устройством, предназначенным для выдувания снега со стрелочных переводов;
- льдоскалывателями для сколки льда и уплотненного снега;
- боковыми крыльями и щетками для удаления снега и мусора с междупутья;
- указателями скорости в рабочем и транспортном режимах;
- ручными стояночными тормозами на каждой единице;
- розетками подключения внешнего источника питания;
- системой пожаротушения;
- проблесковыми маячками;
- чугунными тормозными колодками;
- освещением для работы в ночное время.
4.1.10 По согласованию с заказчиком на поездах могут быть предусмотрены места для отдыха обслуживающего персонала, помещение для приема пищи, душ и туалет.
4.1.11 В кабинах управления поездов должны быть установлены приборы, информирующие машинистов о выполнении перевода тележек из транспортного положения в рабочее и обратно.
4.1.12 Тяговые электродвигатели должны иметь защитные кожухи от попадания снега, снежной пыли.
4.1.13 Пульты помощников машиниста поезда должны иметь дублирующие кнопки звуковых сигналов.
4.1.14 В кабинах управления поездом должны быть устройства пожарной сигнализации.
4.1.15 Конструкция козырька кабины концевого полувагона должна исключать попадание снега в стекла при выгрузке снега выбросным ротором.
4.1.16 В кабинах управления поезда должны быть установлены дублирующие приборы контроля работы дизель-генераторного агрегата.
4.1.17 Шнековый рыхлитель не должен ограничивать обзор за техническим состоянием главных транспортеров и количеством загружаемого снега.
4.1.18 Конструкция межвагонных соединений должна обеспечивать подключение поезда к тягово-энергетическим модулям с целью обеспечения его электроэнергией.
4.1.19 Полувагоны должны быть оборудованы пассивными щетками для удаления льда (или другого материала), попадающего на рельсы.
4.1.20 На роторе активного льдоскалывателя должны быть предусмотрены устройства для предотвращения срыва резцов льдоскалывателя от наезда на вмерзшие в пути посторонние предметы.
4.1.21 Роторное выбросное устройство должно быть оснащено направляющим патрубком для регулирования дальности выброса снега с малым рассеиванием.
4.1.22 По согласованию с заказчиком, для работы по очистке от засорителей, снега и льда машины должны быть оснащены комбинированными разгрузочными устройствами, включающими в себя поворотный конвейер и выбросной ротор.
4.1.23 Активные щетки должны быть выполнены из резинокордной или резинотросовой ленты, иметь регулировку ширины захвата и подъема-опускания, а также оснащены кожухами для исключения перебрасывания снега в очищенный путь.
4.1.24 Допускается максимальная нагрузка от оси на рельсы 270 кН при перевозке снега, льда или засорителей на короткие расстояния к месту выгрузки со скоростью 80 км/ч, если при этом обеспечивается необходимая прочность рамы машины, тележки и конструкции пути.
4.1.25 Значения показателей назначения поезда должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
Наименования показателя | Значение показателя |
Производительность, м/ч, не менее | 1200 |
Ширина очищаемой полосы, м, не более | 5,3 |
Вместимость, м | 220-440 |
Максимальная высота слоя очищаемого снега, м | 0,8 |
Рабочая скорость, км/ч, не менее: | |
- при работе питателем | 10 |
- при работе льдоскалывателем | 2 |
Транспортная скорость, км/ч, не менее: | |
- самоходом груженого | 60 |
- самоходом порожнего | 80 |
Максимальное заглубление от УВГР, мм, не менее: | |
- ротора питателя | 200 |
- боковых крыльев | 50 |
- активного льдоскалывателя | 50 |
Максимальная дальность отбрасывания снега от оси пути, м, не менее: | |
- ротором | 30 |
- поворотным конвейером | 5 |
Средний ресурс до капитально-восстановительного ремонта по убранному снегу, м, не менее | 600000 |
Средняя наработка на отказ по убранному снегу, м, не менее | 10000 |
4.2.1 Головной полувагон должен включать в себя следующие основные рабочие органы и системы:
- раму, укомплектованную автосцепными устройствами, тормозным оборудованием, лестницами и настилами. Рама должна быть установлена на тележки, обеспечивать необходимую прочность от поперечных и продольных нагрузок и являться основанием для установки рабочих органов и дополнительного оборудования. Конструкция ходовой рамы должна обеспечивать возможность прицепки к локомотиву или к грузовому поезду со стороны ротора-питателя для транспортировки поезда с конструкционной скоростью;