4.1 Общие положения
4.1.1 Пусковые качества двигателя оценивают двумя основными параметрами:
- предельной температурой надежного пуска;
- временем подготовки двигателя к принятию нагрузки.
4.1.2 Пусковые качества двигателей проверяют при суммарной наработке двигателя от 50 до 250 ч или после пробега АТС от 2000 до 25000 км.
4.1.3 Проверку пусковых качеств осуществляют:
- при постановке на производство новых или модернизированных двигателей, их узлов и агрегатов и систем АТС, влияющих на пуск двигателей;
- при выпуске серийной продукции - не реже одного раза в три года.
4.1.4 Проверку пусковых качеств двигателей не проводят на базовых двигателях и АТС, если нет конструктивных отличий, влияющих на пуск двигателей.
4.2 Требования к пусковым качествам двигателей
4.2.1 Предельная температура надежного пуска холодного двигателя и время подготовки двигателя к принятию нагрузки при этой температуре и применяемых моторном масле и топливе, указанных в химмотологической карте, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Параметр | Тип двигателя | |||||||
Бензиновый | Дизель с камерой в поршне при степени сжатия от 16 до 17 | Дизель с камерой в поршне и турбонаддувом при степени сжатия не ниже 15 | Дизель с раздельными камерами при степени сжатия не ниже 21 | |||||
Предельная температура надежного пуска, °С: | ||||||||
не ниже | +45* | |||||||
не выше | - | -20 | -30** | -12 | -30** | -10 | -25** | -20** |
Время подготовки двигателя к принятию нагрузки, мин, не более | 3 | 8 | 10 | 8 | 10 | 8 | 10 | 10 |
* Для бензиновых двигателей автомобилей многоцелевого назначения предельная температура надежного пуска холодного двигателя не ниже плюс 50 °С. ** Пуск двигателей с применением устройств облегчения пуска; при использовании электрофакельного устройства допускается повышение предельной температуры надежного пуска: - до минус 25 °С - для дизелей с камерой в поршне; - до минус 22 °С - для дизелей с камерой в поршне и турбонаддувом. Примечание - Для дизелей, в конструкции которых заложено автоматическое включение устройств облегчения пуска при отрицательных температурах окружающего воздуха, предельная температура холодного двигателя без устройств облегчения пуска не регламентируется. |
4.2.2 Надежный пуск горячего двигателя должен быть обеспечен:
- для двигателей АТС народно-хозяйственного назначения и многоцелевого назначения, в том числе исполнения УХЛ по ГОСТ 15150, при температуре окружающего воздуха не ниже 40 °С;
- для двигателей АТС исполнения Т по ГОСТ 15150 при температуре окружающего воздуха не ниже 50 °С при затратах времени на подготовку двигателей к принятию нагрузки не более 3 мин.
4.2.3 Предельная температура надежного пуска двигателя с применением устройства облегчения пуска после тепловой подготовки и время подготовки двигателей к принятию нагрузки с учетом затрат времени на тепловую подготовку и применяемых масел (моторного и трансмиссионного) и топлива в соответствии с химмотологической картой приведены в таблице 2.
Таблица 2
Параметр | Двигатель | ||
АТС народно- | автомобилей многоцелевого назначения | народно-хозяйственных АТС и автомобилей многоцелевого назначения | |
Предельная температура надежного пуска двигателя, °С, не выше | -45 | -50 | -60 |
Время подготовки двигателя к принятию нагрузки, мин, не более | (30)36* | 30 | 45 |
* Пуск двигателя без применения устройств облегчения пуска холодного двигателя. |
4.2.4 Время пуска и подготовки к принятию полной нагрузки двигателей многоцелевых автомобилей, оснащенных двухрежимной системой тепловой подготовки, после длительного автоматического поддержания их в теплом состоянии при температуре окружающего воздуха минус 50 °С должно быть не более 2 мин.
4.3 Комплектация двигателей и АТС
4.3.1 Двигатели АТС должны быть снабжены электростартерной системой пуска. Допускается применение других систем пуска, обеспечивающих выполнение требований 4.2.
4.3.2 Для АТС народно-хозяйственного назначения допускается любая комплектация двигателя по согласованию между предприятием-изготовителем и потребителем.
По согласованию между предприятием-изготовителем и потребителем допускается не устанавливать систему предпускового подогрева и устройство облегчения пуска холодного двигателя.