Статус документа
Статус документа

МУ 3.2.2601-10 Профилактика описторхоза

4.4. Санитарное просвещение


Санитарное просвещение населения - важнейший элемент в комплексе мероприятий по борьбе и профилактике гельминтозов. Пропаганда мер профилактики должна предшествовать всем элементам системы борьбы.

Основной задачей санитарно-просветительной работы является повышение уровня знаний населения об описторхозе. Она направлена на:

профилактику первичных и повторных заражений;

своевременную обращаемость населения для обследования;

подготовку общественного мнения к проведению лечебно-оздоровительных мероприятий;

мобилизацию населения и специалистов других служб на усиление мер общественной профилактики.

4.4.1. Планирование и принципы организации санитарно-просветительной работы

Планы санитарно-просветительной работы, направленной на борьбу с описторхозом, должны быть разделом гигиенического обучения в программе всеобщей диспансеризации населения.

Санитарно-просветительные мероприятия включаются в комплексный план борьбы с описторхозом, который представляет собой составную часть плана социально-экономического развития административных территорий (населенного пункта, района, области).

Планы гигиенического воспитания разрабатываются с учетом особенностей производственной и социальной структуры обслуживаемых групп населения. Это обусловливает направленность санитарно-просветительных мероприятий на определенные производственные контингенты (работники речного флота, рыбодобывающих и рыбообрабатывающих предприятий, рыбаки-любители, охотники) и группы повышенного риска заражения.

Санитарно-просветительная работа по профилактике описторхоза организуется в соответствии с общими принципами санитарного просвещения, однако имеет и свои конкретные особенности. При этом главная задача - это обеспечение распространения информации о правилах кулинарной обработки рыбы (вяление, соление, холодное копчение, замораживание) (см. соотв. раздел указаний).

Организации Роспотребнадзора разрабатывают основные направления и обеспечивают методическое руководство санитарно-просветительной работой учреждений здравоохранения в зоне обслуживания. Только в этом случае может быть достигнут противоэпидемический эффект гигиенического воспитания, осуществляемого в низовых звеньях медицинской сети.

В методическом отношении санитарно-просветительная работа должна быть основана на следующих принципах:

унификация рекомендаций по личной и общественной профилактике и учет специфики контингентов;

непрерывность пропаганды и ее активация в периоды усиления эндемического процесса;

охват всего населения и первостепенное внимание многодетным семьям, детским контингентам и новоселам;

многократность использования испытанных форм и обязательная смена их после трех-четырехкратного применения.

Организация работы среди местного населения осуществляется в условиях различной пораженности отдельных групп и противоречивой осведомленности об описторхозе как болезни и мерах профилактики. В отдельных районах и этнических группах исторически сложились местные способы хранения и различные методы обработки рыбы. В гиперэндемичных местностях в большинстве семей рыбные продукты занимают высокий удельный вес в рационе. Нередко проявляется негативное отношение части жителей к лечебно-оздоровительной работе и рекомендуемым методам профилактики описторхоза. В этих условиях задачей учреждений здравоохранения является использование всего арсенала методов и форм гигиенического воспитания, формирование правильного понимания актуальности борьбы с описторхозом, закрепление знаний о методах профилактики, вовлечение населения в эту работу.

Высокий потенциальный риск заражения описторхозом сохраняется в районах проживания народностей Севера. Этому способствуют некоторые национальные обычаи и традиции, широко развитое рыболовство и значительный удельный вес рыбных блюд в рационе указанных контингентов.

Планирование и осуществление санитарно-просветительных мероприятий на этих территориях должно опираться на возрастающую общую и санитарную культуру населения, поскольку в большинстве своем оно ведет соответствующий современному уровню образ жизни, все дети учатся в школах, многие из них в период учебы проживают в интернатах. Формы и методы санитарно-просветительной работы среди этой части народностей Севера существенно не отличаются от общепринятых. Вместе с тем организация оздоровительной работы среди хантов и манси, сохранивших в большей степени традиционный образ жизни, вызывает необходимость (при условии тактичного и уважительного отношения к национальным обычаям) более четко организованной и настойчивой разъяснительной работы с целью прочного закрепления рекомендуемых методов профилактики описторхоза. Необходимо издавать санитарно-просветительную литературу на языках народностей Севера.

Новоселы с первых же дней проживания в эндемичных районах должны быть информированы о риске заражения описторхозом и способах профилактики, ибо прибывшие в новые природно-климатические и социальные условия люди более обостренно воспринимают информацию профилактического характера. Из этого вытекает важное требование к организации санитарно-просветительной работы - опередить получение "знаний" об описторхозе от местных жителей.

Организованные коллективы перед их направлением в эндемичные районы должны быть информированы о профилактике описторхоза отборочными медицинскими комиссиями. Прибывшие в эндемичную местность неорганизованные мигранты должны быть ознакомлены с мерами профилактики описторхоза медицинскими работниками соответствующих медицинских учреждений. В случаях приезда людей из других эндемичных районов им разъясняется необходимость обследования, а при выявлении инвазии - незамедлительного лечения.

Контингенты, работающие в условиях экспедиционно-вахтовой организации труда, относятся к группе повышенного риска. Профилактическая работа с ними возлагается на медицинские комиссии оргнабора. Территориальные медицинские учреждения, в зоне обслуживания которых трудятся такие бригады и группы, осуществляют весь комплекс мероприятий с целью полного охвата их санитарно-гигиенической пропагандой. Вахтовые поселки обеспечиваются листовками, плакатами или санитарными бюллетенями. Создаются подвижные группы специалистов для устной пропаганды.

В учебных заведениях работа по профилактике описторхоза включается в программу гигиенического воспитания учащихся. В связи с тем что педагоги не имеют достаточных знаний по этому вопросу и не располагают методической литературой, необходимо включать в программу повышения квалификации учителей специальные лекции. Медработники должны проводить специальные занятия с учителями, административно-хозяйственным персоналом школ и работниками школьных пищеблоков; включать целевые лекции и беседы в планы внеклассной работы; контролировать состояние санитарно-просветительной работы по профилактике описторхоза; обеспечивать учебные заведения методической литературой и наглядными пособиями. Работу с учащимися можно использовать как действенный прием воздействия на старших членов семьи.

4.4.2. Формы пропаганды знаний по профилактике описторхоза

Для достижения эффекта санитарного просвещения используют все доступные средства и формы информации: научно-популярные фильмы, лекции по радио и телевидению, статьи в местной печати с изложением в популярной форме цикла развития описторхиса, основных факторов передачи инвазии, вреда здоровью, наносимого гельминтом, основных, доступных мер профилактики; издание достаточным тиражом плакатов, брошюр, листовок; выпуск бюллетеней. Одной из самых эффективных форм просвещения являются индивидуальные беседы и беседы в семьях, а также работа с детьми в организованных коллективах.

Беседа (индивидуальная, групповая) состоит из выступления, наводящих вопросов слушателей, анализа ошибок и правильных ответов. Заключать ее следует выводом и конкретными рекомендациями. При обсуждении любого аспекта проблемы дополнительно сообщаются методы личной профилактики. Вопросы общественных мер профилактики освещаются в том случае, если их выполнение зависит от присутствующих:

в семьях разъясняется необходимость термической обработки рыбы для кошек, свиней, собак (в т.ч. и привязного содержания); обследования и лечения животных; санитарного благоустройства усадеб; перенесения туалетов из прибрежной зоны; не допущения сброса мусора и навоза, содержимого туалетов и выгребных ям в затопляемые в паводок места;