Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54092-2010 Железнодорожный специальный подвижной состав. Внешний шум. Нормы и методы определения

     5.8 Дополнительные измерения

5.8.1 Общие положения

Для определения внешнего шума СПС при различных режимах работы, на стоянке, при трогании с места, при прохождении СПС в транспортном и технологическом режимах через специальные сооружения (например, станции, туннели, стрелочные переводы) допускается по требованию заказчика работы (изготовителя, покупателя, природоохранных органов и др.) проводить дополнительные измерения.

При дополнительных измерениях уровни внешнего шума (уровни звука) СПС не нормируют.

5.8.2 Дополнительные измерения в транспортном режиме, кроме указанных в 5.5.1 режимах работы, проводят при конструкционной скорости и номинальной мощности для самоходных СПС и при конструкционной скорости транспортируемого СПС - для несамоходных СПС.

Дополнительные измерения проводят в соответствии с требованиями 5.2-5.4, 5.6, 5.7.3.

5.8.3 Дополнительные измерения в транспортном и технологическом режимах работы, кроме указанных в 5.4.4 режимов работы вспомогательного оборудования, проводят при следующих режимах:

- каждый агрегат вспомогательного оборудования в отдельности работает при наибольшей нагрузке;

- каждый агрегат вспомогательного оборудования работает при средней или наименьшей нагрузке.

Дополнительные измерения проводят в соответствии с требованиями 5.2, 5.3, 5.4.1-5.4.3, 5.5-5.7.

5.8.4 Дополнительные измерения на стоянке для СПС с дизельной силовой установкой

5.8.4.1 Расположение микрофона

Микрофон располагают на расстоянии 7,5 м от продольной оси пути. Полученное таким образом расстояние между боковой стенкой кузова (капота) СПС и микрофоном должно соблюдаться вокруг всего СПС в соответствии с рисунком 1.


Рисунок 1 - Положения измерительных точек по контуру СПС на стоянке

Расстояние между микрофонами, расположенными параллельно боковой стенке кузова (капота) СПС, должно быть от 3 до 5 м. Предусматривают на обеих сторонах по три положения для микрофона. У СПС, длина которого превышает 20 м, параллельно боковым стенкам кузова (капота) предусматривают более шести положений микрофона.

Среди положений микрофона должны быть такие, которые находятся в плоскостях, перпендикулярных боковой стенке кузова (капота) СПС и проходящих через кабину управления и двигатель.

Микрофоны располагают на высоте 1,6 м над УВГР. Дополнительное положение микрофона на высоте 3,5 м от УВГР рекомендуется в том случае, когда в верхней части испытуемого СПС находятся значительные источники шума.

Во всех положениях микрофон располагают горизонтально и ориентируют перпендикулярно к поверхности кузова СПС.

Для определения шума всасывания и выхлопа главного двигателя, а также оборудования вентиляции и кондиционирования воздуха микрофон располагают в следующих точках: на прямой, образующей угол 30° с направлением потока; на расстоянии 1 м от края всасывающего или выхлопного патрубка и как можно дальше от отражающих поверхностей в соответствии с рисунком 2.


Рисунок 2 - Измерительные точки у всасывающего или выхлопного патрубка

5.8.4.2 Режим работы

Дополнительные измерения проводят при режиме работы по 5.5.3 и при следующем режиме: двигатель должен работать на холостом ходу при максимальной частоте вращения, вентилятор по возможности - при максимальной частоте вращения, вспомогательное оборудование и компрессор - при номинальной нагрузке.

Если двигатель силовой установки при разгоне до заданной частоты вращения кратковременно излучает сильный шум, то уровень этого шума должен быть измерен отдельно.

5.8.4.3 Измеряемые показатели - по 5.7.2, 5.7.3.

5.8.5 Дополнительные измерения при трогании с места

5.8.5.1 Дополнительные измерения проводят для самоходных СПС.

5.8.5.2 Расположение микрофона