5.1 Показатели качества, определенные настоящим стандартом, являются критериями оценки качества услуги доступа в Интернет с точки зрения абонента/пользователя и устанавливают взаимосвязь с показателями функционирования сети.
5.2 Показатели применимы для любой технологии организации доступа в Интернет, включая следующие:
а) фиксированные узкополосные технологии доступа, такие как коммутируемый модемный доступ "dial-up" или ISDN-соединение;
б) фиксированный широкополосный доступ (DSL, кабельный модем);
в) беспроводные технологии доступа, такие как WLAN, GSM, GPRS, UMTS и др.
5.3 Методы измерения, определенные настоящим стандартом, могут быть применены к любым технологиям доступа. Однако предложенные методы измерения рассчитаны на технологии доступа, используемые в фиксированных сетях. Организация измерений не учитывает эффекты, возникающие из-за перемещений пользователя (случай беспроводного доступа). Таким образом, показатели качества могут быть применены только к доступам в Интернет с использованием беспроводных технологий, когда обеспечено фиксированное положение абонентского терминала.
5.4 Определения и методы измерения показателей были разработаны для оценки качества типичных способов доступа. Показатели, определенные настоящим стандартом, могут также использоваться для исследования специальных или нестандартных способов предоставления доступа, что потребует внесения дополнений в определения и методы измерения.
5.5 Ответственность перед пользователем за качество предоставляемой услуги несет тот оператор, который имеет договор с абонентом на оказание услуг. Если в предоставлении услуги участвуют операторы нескольких взаимодействующих сетей, то для обеспечения гарантированного качества своему абоненту оператор должен в договорах с операторами присоединенных сетей указывать показатели качества, адекватные тем, которые он гарантирует своему абоненту.
5.6 В приложении А представлен сценарий доступа в Интернет и раскрыто содержание услуги "доступ в Интернет".
5.7 Показатели могут использоваться для различных целей, включая:
а) определение уровня качества услуг в договорах на оказание услуг между абонентом и оператором, оказывающим услуги;
б) определение уровня качества услуг по пропуску трафика в договорах между операторами взаимодействующих сетей;
в) сравнение качества услуг, оказываемых различными операторами;
г) сравнение аспектов качества услуг, предоставляемых на рынке услуг;
д) долгосрочное исследование аспектов качества для совершенствования спецификаций услуг.
5.8 Показатели качества отражают основные технические аспекты качества соединений, установленных для доступа в сеть Интернет.
5.9 Отражение эксплуатационных аспектов, связанных со взаимоотношениями операторов и абонентов в процессе оказания услуг, в настоящем стандарте не рассматривается.
5.10 Показатели качества услуги, которые подлежат измерению, включают характеристики абонентского терминала и оборудования на стороне оператора.
5.11 Показатели качества, связанные с работой сети, измеряются при помощи контрольных вызовов или путем мониторинга реального трафика (или комбинацией обоих способов). Оба метода имеют свои преимущества и недостатки.
5.12 Наблюдение за реальным трафиком, с одной стороны, дешевая альтернатива, но с другой стороны - в точках измерения отсутствует возможность влиять на детали соединения (завершение услуги, оконечное оборудование и т.д.), поэтому результаты измерения могут быть менее надежными. Контрольные вызовы (тестовые запросы) более сложны и дороги, но, с другой стороны, они воспроизводимы и позволяют точно описать измеряемые параметры конкретной услуги.
5.13 Необходимо установить требования к измерениям, чтобы правильно определить метод измерения.
5.14 Для обоих методов измерения должны быть известны дополнительная информация и график (даты, продолжительность, периодичность сеансов) проведения фактических измерений. Для контрольных вызовов, чтобы установить надежное статистическое обоснование, нужен точный план измерений. Для наблюдения за реальным трафиком должен быть выполнен ряд условий: настройка маршрутизаторов и шлюзов в других сетях, распределение точек подключения оконечного пользовательского оборудования, вид используемых терминалов, распределение трафика и т.п. Условия должны быть вначале проверены.
5.15 Если измерения выполняются оператором, сеть которого взаимодействует с сетью оператора, оказывающего услуги, то особое внимание должно обращаться на то, что вся значимая информация о доступе должна быть известна (система сигнализации, установки коммутаторов, тональные сигналы и т.д.).
5.16 Оба метода или их комбинация могут использоваться для оценки качества доступа в Интернет, в основе оценки лежат показатели, определенные настоящим стандартом.
5.17 Наблюдение за реальным трафиком основано на использовании сигнальной информации и информации о характеристиках передачи, которая может быть собрана на сетевых шлюзах и маршрутизаторах. Этот подход имеет следующие преимущества:
а) при использовании данного метода фиксируются результаты всех вызовов и, таким образом, обеспечивается наблюдение за перегрузками и отказами сети;
б) в результатах измерений отражаются фактические характеристики терминалов, используемых абонентами.
5.18 Наблюдение за реальным трафиком имеет следующие недостатки: